«МУРАВЕЙ» ? ЛАУРЕАТ

«МУРАВЕЙ» ? ЛАУРЕАТ

(Продолжение. Начало в № 3. Варианты окраски показаны на 4-й стр. обложки в №10 за 1969 г.)

«МУРАВЕЙ» ? ЛАУРЕАТ
Рис. 3. Общий вид микроавтомобиля «Муравей»: А — вид сбоку (на рисунке показан автомобиль с убранным тентом); Б — вид спереди (тент поднят): 1 — бампер, 2 — фара, 3 — указатель поворота, 4 — зеркало заднего вида; В — вид сзади: 1 — вентиляционная шахта отсека двигателя, 2 — желоб в облицовке, 3 — нижняя часть облицовки, 4 — ниша номерного знака, 5 — указатели поворотов, 6 — фонари габарита и стоп-сигнала в торцах декоративных килей.

Строгая простота формы микроавтомобиля «Муравей» (рис. 3) сочетается с исключительно рациональной планировкой внутреннего объема. Заднее низкое расположение двигателя позволило ликвидировать «горб», характерный для инвалидной мотоколяски СЗА, и разместить в кузове четыре полноразмерных сиденья для пассажиров. Прямые линии бортов благодаря удачно найденным пропорциям и хорошему сочетанию с передней облицовкой придают машине чрезвычайно элегантный, стремительный вид.

Форма облицовки (рис. ЗБ), типичная для автомобилей «вагонной» схемы, выполнена без ненужного украшательства (чем, к сожалению, еще грешат многие любительские микроавтомобили!). Очень проста конструкция бампера 1 (стальная труба ø 38 мм). Фары 2 утоплены в облицовку, что в значительной мере способствует сохранности стекол. Удобно расположены на автомобиле также указатели поворотов 3 и зеркало заднего вида 4. В переднюю кромку тента зашита металлическая усиливающая планка с двумя приваренными шпильками, которые входят в отверстия рамки ветрового стекла и фиксируются барашковыми гайками.

На рисунке 3В показано расположение вентиляционной шахты отсека двигателя 1. Оригинально оформлена задняя панель кузова: вместо бампера конструктор применил желоб 2, внутрь которого вставлена изогнутая хромированная полоса. При этом нижняя часть панели смотрится как основание бампера. Номерной знак вделан в глубокую нишу 4, защищающую его от грязи. В потолок ниши замонтирована лампа освещения номерного знака. Указатели поворотов 5 — в желобе, габаритные и стоп-сигнальные фонари — в торцах декоративных килей 6.

«МУРАВЕЙ» ? ЛАУРЕАТ
Рис. 4. Каркас кузова минроавтомобиля «Муравей»: 1 — продольные трубы рамы, 2 — передний мост, 3 — качалка рулевого управления, 4 — щека крепления переднего подрамника, 5 — задний мост, 6 — передняя часть каркаса кузова, 7 — верхняя продольная часть каркаса кузова, 8 — задняя поперечина каркаса кузова, А — передний подрамник, Б — задний подрамник.
«МУРАВЕЙ» ? ЛАУРЕАТ
Рис. 5. Рулевой пост микроавтомобиля «Муравей»: 1 — колонка; 2 — рычажок указателя поворотов; 3 — щиток приборов; 4 — переключатель света; 5 — рулевое колесо; 6 — спица рулевого колеса; 7 — выключатель зажигания и замок рулевого вала.

Интересна конструкция рулевого поста (рис. 5). Сильно развитая по объему колонка 1, имеющая эллиптическое сечение, несет на себе комбинированный щиток приборов 3, на котором расположены спидометр, амперметр и дистанционный термометр, показывающий температуру головок цилиндров. Рулевое колесо чашеобразной формы сварено из стальной трубы ø 20 мм и после сварки слегка расплющено по плоскости захвата обода пальцами водителя; оно имеет одну сильно развитую спицу, выколоченную из листовой стали и приваренную к ободу. Обод туго обматывается электропроводом в цветной полихлорвиниловой изоляции. На щитке приборов расположен рычажок переключателя света 4 и указателя поворотов 2, а на колонке — замок зажигания 7, одновременно блокирующий рулевой вал. Последнее немаловажно для открытой машины, оставляемой без присмотра на улице.

Основой каркаса кузова (рис. 4) являются две стальные трубы длиною по 1478 мм и диаметром 38х3 мм. Они образуют плоскую раму, на концах которой приварены башмаки В для крепления переднего и заднего мостов, взятых от мотоколяски СЗА. Каждый башмак крепится, как на мотоколяске, двумя болтами. Башмаки должны быть приварены к трубам очень надежно, сплошным плотным швом.

Рама несет на себе передний (А) и задний (Б) подрамники, сваренные из стальных труб (см. рис. 4). На переднем подрамнике приваривается узел крепления педалей и рулевой колонки. Задний подрамник, изображенный на рисунке, рассчитан для установки на нем двухцилиндрового двигателя от мотоцикла «Ява-350». В отличие от мотоколяски СЗА он располагается за задним мостом, чтобы уменьшить общую высоту машины, понизить ее центр тяжести и улучшить подход к механизму главной передачи к задней цепи.

На двигателе установлен династартер от мотороллера «Тула-200», что дает возможность запускать двигатель с места водителя и обеспечивает подзарядку аккумулятора на ходу машины. Для установки династартера с двигателя «Ява» снимается правая крышка картера и удаляются детали стандартного электрооборудования. Затем вытачивается переходник, с внутренним конусом под размер носка коленчатого вала двигателя «Ява» и с наружным — под размер конуса в ступице династартера. Для уменьшения влияния массы маховика в систему введен дополнительный подшипник. Таков был первый вариант переоборудования двигателя. Опыт эксплуатации «Муравья», однако, показал, что целесообразнее применить вместо династартера отдельно смонтированный стартер от автомобиля «Запорожец» и отдельный 12-вольтовый генератор.

В зависимости от имеющихся возможностей строитель может найти оптимальный для себя вариант.

К продольным трубам рамы, с помощью электро- или газосварки крепится каркас (стальной угольник 32х32х3 мм) кузова, несущий на себе панели обшивки (фанера 6 мм) и детали внутреннего оборудования. Чтобы избежать перекосов, следует очень тщательно подогнать друг к другу заготовленные детали каркаса и варить их последовательно, по секциям, на совершенно ровном полу или щите, вычертив на нем предварительно контуры каркаса в натуральную величину. Благодаря тому, что правильное положение колес предусмотрено конструкцией мостов, которые устанавливаются в сборе, работа по изготовлению каркаса большой трудности не представляет. Крепят фанерную обшивку к каркасу кузова болтами ø 5 мм, с шагом 120 мм на прямых длинных линиях, а на изломах и переходах — по месту. Фанерную обшивку изнутри желательно дважды покрыть горячей олифой или загрунтовать грунтом № 138 для предохранения от влаги. Внешнюю поверхность обшивки тщательно зачищают, скругляют углы и заделывают изъяны шпаклевкой, после чего весь кузов оклеивают одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле или хлопчатобумажной бязью на казеине, окрашивают глифталевыми или нитроэмалями по обычной технологии.

Схема электрооборудования микроавтомобиля «Муравей» принципиально ничем не отличается от общепринятой. Тип аккумулятора следует подбирать в зависимости от производительности генератора; наиболее подходящим будет 12-вольтовая батарея от автомобиля «Запорожец» или «Москвич». Аккумуляторы меньшей емкости, хотя бы и стартерные, применять нецелесообразно.

Ветровое стекло для «Муравья» следует подобрать из числа выпускаемых нашей промышленностью (например, переднее стекло автомобиля «Москвич-407») и по нему изготовить рамку, либо сварив ее из стальной трубки ø 20 мм, либо выклеив из стеклопластика. Крепят стекла с помощью обычного резинового уплотнителя.

О. ИВЧЕНКО,

З. МОЛЧАНОВ