Обожаю моменты, когда едешь в какое-то место, чтобы посмотреть какую-то достопримечательность, а случай (или Судьба, если хотите) подбрасывает тебе что-то ну совсем незапланированное.
Так вышло и в этот раз. Но давайте всё таки по порядку - с чувством, с толком, расстановкой, как завещал нам Грибоедов. Была середина мая, в компании из нескольких человек на трёх машинах мы изучали кавказские республики. И, наконец, забрались в крохотное селение Дзивгис, что в Алагирском районе Северной Осетии.
Что мы там забыли? Если кратко и не углубляться в детали, то там сохранилось несколько средневековых склепов. В Осетии, да и вообще на Северном Кавказе, их довольно много, но именно про эти мало кто знает, и туристы обычно просто проезжают мимо Дзивгиса в сторону Верхнего Фиагдона.
Кроме того, тут можно посмотреть совершенно уникальный предпещерный замок. То есть снаружи прямо к скале с пещерой внутри пристроены башни, да ещё и так, чтобы быть практически незаметными в окружающем ландшафте.
Впрочем, сдаётся мне, большинство читателей зашли в эту статью не за средневековыми артефактами, а за относительно новейшей историей. Поэтому незамедлительно перехожу к рассказу о нашей неожиданной находке.
Но узнал я об этом много позже. Поскольку в детском возрасте я мало интересовался автомобилями, с ходу идентифицировать автомобиль у меня не получилось. Для зацепки я догадался сделать вот такой кадр с надписью PRAGA:
Уже будучи дома и с быстрым интернетом, я, конечно, без особых проблем смог понять, что за редкий "зверь" нам попался. Это оказался грузовик повышенной проходимости чехословацкой сборки, который выпускался с 1953 по 1985 год.
Его название Praga V3S расшифровывается как Vojenská 3tunová Speciální, то есть Прага Военная Трёхтонная Специальная. Однако, хоть и создана она была по заказу военных, позже машина была унифицирована и использовалась для гражданских целей тоже.
Интересно, что на базе V3S также выпускались зенитные комплексы, используемые в Чехословакии, Югославии, Ираке, Ливии и Сербии.
Не буду сильно углубляться в технические детали, но самые важные моменты, конечно, отмечу. На данном грузовике в разное время устанавливались различные двигатели, но самым первым и основным был дизельный мотор "Tatra 912-1" объемом 7,4 литра с воздушным охлаждением.
Обратите внимание: Сколько нужно было работать обычному советскому человеку, чтобы купить телевизор.
КПП четырёхступенчатая, раздаточная коробка — двухступенчатая с отключением переднего ведущего моста. Раму собирали из двух лонжеронов и семи поперечин, что было очень кстати на тяжелом бездорожье.Вообще, при максимальной мощности двигателя в 98 л.с., внедорожные способности у этого грузовика были на удивление впечатляющие. Высокие камни, броды до 80 см - всё это легко и даже с тремя тоннами груза на борту.
По асфальту можно было возить 5 тонн и больше, но в любом случае максимально допустимая скорость у Праги V3S была ограничена 60 км/ч. Тем не менее, для своих задач этот грузовик был довольно востребован. На него ставили башенные краны, различные бочки и т. д. Правда, в СССР, как пишут, он обычно поставлялся с оборудованным рентгеном кунгом и использовался для проведения флюорографии жителям отдалённых населённых пунктов.
История и комплектация конкретно нашего героя, увы, остаётся загадкой. Спросить о его судьбе, к сожалению, было не у кого.
К слову, по соседству с Прагой стоял не менее прекрасный и брутальный наш "Урал-375".
Интересно также, что когда я забрался в упомянутую выше наскальную крепость и осмотрел в её бойницы окрестности, то увидел вдалеке ещё один грузовик.
Тогда я не особо придал значению этому факту, но увеличив дома это фото, я очень удивился, заподозрив, что это кузов ещё одной Praga V3S:
И тем загадочней история появления в этих горах целых двух таких раритетных грузовиков эпохи социализма, да ещё и с Уралом-375 в придачу. Я читал, что вообще в мире за всё время было выпущено чуть более 60 тысяч V3S, а тут целых две машины в пределах видимости. Можно предположить, что второй экземпляр приобретался позже как "донор" для первого, но тем не менее.
Такие дела.
Ставьте дружеский лайк моему репортажу и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. Впереди много интересных историй про интересные места, людей и, конечно, автомобили.
Читайте также:
#техника #авто #грузовики #раритетные автомобили #находки
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.