Скреперы (рис. 4.1.5) предназначены для послойной разработки пород I—IV категорий, транспортирования их на отвалы или другие объекты и для укладки породы. На плотных породах скреперы используют совместно с бульдозерами-толкачами и рыхлителями. В ряде случаев скреперы работают по схеме скреперных поездов с использованием автосцепки. Расстояние перевозки пород самоходными однодвигательными скреперами обычно < 2... 4 км, двухдвигательными < 6 км.
Дальность транспортирования грунта — основной показатель применения скреперов. В карьерах нерудных материалов скреперы служат для копания грунтов как на вскрышных работах, так и на разработке нерудных материалов. Скреперами можно разрабатывать грунты до категории IV включительно. На строительстве и горно-рудных предприятиях скреперы выполняют незначительный объем работ. Скреперы также применяют на вскрышных работах (Кингисеппский фосфоритно-известняковый карьер, Гулькевичский гравийный карьер, Лисаковский горно-обогатительный комбинат и др.), для разработки россыпных месторождений или проходки траншей, зачистки уступов [ОАО «Уралас-бест» (г. Асбест Свердловской обл.)] и т.п.
Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами обычно используют при дальностях транспортирования 100... 1500 м. Чем больше вместимость ковша скрепера, тем быстроходнее его базовый трактор и, соответственно, целесообразно применять агрегат при транспортировании породы на большие расстояния.
Однако при дальностях транспортирования 1 км и более прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям-самосвалам. При дальностях транспортирования < 100 м выгоднее использовать более простые и дешевые бульдозеры на базовых гусеничных тракторах.
Полуприцепные скреперы, агрегатируе-мые с базовыми и быстроходными колесными тягачами, самоходные скреперы применяют в благоприятных условиях при дальностях транспортирования 300...3000 м и более.
Колесные скреперы классифицируют:
- по способу соединения скреперного оборудования с тягачом — прицепные, полуприцепные и самоходные. Прицепные скреперы имеют двухосную ходовую часть, полуприцепные — одноосную, а у тягача две оси. У самоходных скреперов тягач и скреперное оборудование имеют по одной оси. Самоходные скреперы изготовляют с одно- и двухдвигательным приводом. По приводу ходовой части самоходные скреперы подразделяются на дизельные и дизель-электрические. Последние могут образовывать скреперные поезда;
-по вместимости ковша — малой вместимости (до 5м3), средней (5...15 м3) и большой (более 15 м3). Стандартные вместимости ковшей прицепных скреперов: 3; 4,5; 8 (7); 10; 15 и 25 м3; самоходных скреперов: 8; 10; 15; 25 и 40 м3;
-по способу загрузки и разгрузки ковша — со свободной и принудительной загрузкой или разгрузкой;
- по способу управления рабочими органами — с механическим (канатно-блочным), гидравлическим и электрогидравлическим управлением.
В табл. 4.1.14 приведены основные технические и технологические показатели колесных скреперов.