Рыхлительное оборудование (рис. 4.1.3 и 4.1.4) может быть навесным и прицепным. На карьерах применяют только навесные рыхлители с гидравлическим управлением. Рыхлители обычно используют в комплекте с бульдозерами, скреперами, погрузчиками и экскаваторами.
Навесные рыхлители классифицируют по назначению, способу передвижения, мощности тягача и конструктивным признакам.
Рыхлители общего назначения оборудованы тремя, пятью (редко семью) зубьями и предназначены для рыхления пород на глубину до 1 м. Более чем на 1 м породы рыхлят специальными рыхлителями с одним или тремя зубьями, иногда с помощью толкача.
Рыхлители по мощности тягачей подразделяют на сверхмощные (мощность двигателя > 220 кВт), мощные (110...220 кВт), средней мощности (58...ПО кВт) и легкие (< 58 кВт) с тяговой силой тракторов соответственно 300 и более, 200...300, 130...200 и до 130 кН.
По конструктивным признакам рыхлители различают по типу подвески: с трехточечной на корпусе заднего моста или раме трактора; с трехточечной на раме гусеничных тележек и корпусе заднего моста или на раме трактора; с четырехточечной (параллелограммной) на корпусе заднего моста или раме трактора. Параллелограммная подвеска обеспечивает рыхление с постоянным углом наклона зубьев независимо от величины их заглубления и применяется на карьерном оборудовании.
Рыхлители выполняют с жестким или шарнирным креплением зубьев, со съемными или откидными зубьями. Зубья и их наконечники бывают изогнутыми и прямыми, последние применяют для рыхления скальных пород и на глубину > 800 мм. Наибольшая глубина рыхления (до 2200 мм) достигается при работе с одним зубом [1,6].
Данные по отечественным рыхлителям, а также по бульдозерно-рыхлительным агрегатам приведены в табл. 4.1.12 и 4.1.13. Бульдозерно-рыхлительные агрегаты представляют собой тракторы, комплектно поставляемые с навесным оборудованием бульдозеров и рыхлителей.