Боевые действия первого года войны заставили военное руководство СССР пересмотреть тактику применения бомбардировщиков. В условиях полного превосходства противника в воздухе, при недостатке скоростных и хорошо вооружённых машин, а также надёжного истребительного прикрытия бомбометание производилось преимущественно в ночное время. При этом эффективно действовали даже такие «ветераны», как Р-5 и У-2. Опят войны подсказывал необходимость создания массового ночного бомбардировщика с достаточно высокими лётными характеристиками и с большой бомбовой нагрузкой. При этом самолёт должен быть недорогим и технологичным в производстве. Имеющиеся в наличии Пе-2 и Ил-4 данным требованиям соответствовали мало.
Поздней осенью 1941 года работа над такой машиной была начата под руководством Н.Н. Поликарпова в Новосибирске, куда были эвакуированы КБ и опытный завод. Самолёт получил рабочее обозначение «Т», а по документации назывался НБ (ночной бомбардировщик). Согласно эскизному проекту, выполненному в январе 1942 года, по схеме самолёт прелставлял собой двухмоторный скоростной высокоплан с большим бомбовым отсеком в фюзеляже для внутренней подвески авиабомб общей массой до 5000 кг и мощным оборонительным вооружением. По геометрическим параметрам НБ был аналогичен серийному бомбардировщику ДБ-3, но его полётная масса и бомбовая нагрузка были в 1,5 — 2 раза больше. Весовая отдача являлась исключительно высокой — 36%, а в перегрузочном варианте — до 48%. Компоновку самолёта с точки зрения целесообразного размещения грузов оценивали как образцовую.
С расчётом на крупносерийное производство в условиях дефицита сырья и недостатка традиционных авиаматериалов конструкция самолёта разрабатывалась смешанной. В ней, с целью достижения наименьшей массы при требуемых прочности и жёсткости, были применены разные материалы: изготавливать «ночной бомбовоз» (именно так называл его Н.Н. Поликарпов) предполагалось из стали (51%) и дерева (38%), некоторые детали несиловых узлов — из пластмассы.
Для определения наиболее удачных вариантов компоновки оборудования, улучшения условий деятельности экипажа и упрощения обслуживания весной 1942 года состоялся ряд консультаций со специалистами. Было решено усилить конструкцию на случай вынужденной посадки, ввести в экипаж второго пилота, оснастить машину антиобледенительным устройством крыла, оперения и винтов. В систему управления включили автопилот.
Тем не менее до лета 1942 года тактико-технические требования к самолёту НБ, создававшемуся Поликарповым в инициативном порядке, ещё не были определены. Лишь 16 августа в Новосибирске, на территории эвакуированного завода, прошла макетная комиссия по самолёту. НБ представили с моторами М-82А. По расчётам, максимальная скорость должна была составить 525 км/ч на высоте 6250 м, потолок — 8000 м, дальность полёта при нормальной бомбовой нагрузке в 2000 кг — 4000 км. При уменьшении дальности полёта нагрузка возрастала. Бомбы подвешивались в бомбоотсеке в различных комбинациях: 1 в 5000 кг, 1 в 2000 кг, 4 по 1000 кг, 8 по 500 кг, 12 по 250 кг, 33 по 100 кг — общей массой до 5000 кг. Оборонительное вооружение включало три крупнокалиберных пулемёта в стандартных установках. Места всех членов экипажа, в том числе и верхняя вращающаяся турель, прикрывались бронёй.
Члены комиссии внесли ряд замечаний и предложений. После доработки самолёта 8 сентября 1942 года проект был утверждён.
Несмотря на то, что к концу сентября готовность рабочих чертежей составляла 60% и уже началось изготовление оснастки, достичь быстрых темпов постройки не удалось. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, производственных площадей и станочного оборудования. Изготовление агрегатов самолёта велось до осени 1943 года. Зимой 1943 — 1944 годов завод и КБ были реэвакуированы в Москву. Проводились аэродинамические и прочностные испытания машины. На самолёте были установлены высотные двигатели АШ-82ФНВ. Первый полёт с ними состоялся 23 мая 1944 года на Центральном аэродроме Москвы. Было принято решение доработать самолёт с целью его дневного применения. При этом рассматривались варианты установки дизелей М-30Ф и высотных моторов АМ-39. Проектировался транспортно-пассажирский вариант самолёта с двигателями АШ-82 и переделанным фюзеляжем, оборудованным специальным люком для загрузки крупногабаритной военной техники.
Однако начатые 23 мая 1944 года лётные испытания по причине смерти Н.Н. Поликарпова закончены не были, и работы по самолёту прекратились.
Технические данные НБ(Т).
- Экипаж: 5 чел.
- Максимальная взлётная масса: 12 640 кг
- Размеры: длина х размах 15,29 м х 21,52 м
- Двигатель: 2 (АШ-82ФНВ) х 1850 л.с.
- Максимальная скорость полёта на высоте 5000 : 515 км/ч
- Скороподъёмность (средняя): 6,9 м/с
- Практический потолок: 6150 м
- Дальность полёта: 3030 км
- Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемёта УБ
- Максимальная бомбовая нагрузка: до 5000 кг
#авиация #самолёты #техника #машина #история #вов #великая отечественная война #вторая мировая война #ссср
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Нб (т) - окб н.н. Поликарпова - 1944 г.