Нб (т) - окб н.н. Поликарпова - 1944 г

Боевые действия первого года войны заставили военное руководство СССР пересмотреть тактику применения бомбардировщиков. В условиях полного превосходства противника в воздухе, при недостатке скоростных и хорошо вооружённых машин, а также надёжного истребительного прикрытия бомбометание производилось преимущественно в ночное время. При этом эффективно действовали даже такие «ветераны», как Р-5 и У-2. Опят войны подсказывал необходимость создания массового ночного бомбардировщика с достаточно высокими лётными характеристиками и с большой бомбовой нагрузкой. При этом самолёт должен быть недорогим и технологичным в производстве. Имеющиеся в наличии Пе-2 и Ил-4 данным требованиям соответствовали мало.

Благодаря применению многоступенчатого членения окончательная сборка самолёта НБ в Москве из узлов и агрегатов, изготовленных в Новосибирске, была произведена без подгонки. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Поздней осенью 1941 года работа над такой машиной была начата под руководством Н.Н. Поликарпова в Новосибирске, куда были эвакуированы КБ и опытный завод. Самолёт получил рабочее обозначение «Т», а по документации назывался НБ (ночной бомбардировщик). Согласно эскизному проекту, выполненному в январе 1942 года, по схеме самолёт прелставлял собой двухмоторный скоростной высокоплан с большим бомбовым отсеком в фюзеляже для внутренней подвески авиабомб общей массой до 5000 кг и мощным оборонительным вооружением. По геометрическим параметрам НБ был аналогичен серийному бомбардировщику ДБ-3, но его полётная масса и бомбовая нагрузка были в 1,5 — 2 раза больше. Весовая отдача являлась исключительно высокой — 36%, а в перегрузочном варианте — до 48%. Компоновку самолёта с точки зрения целесообразного размещения грузов оценивали как образцовую.

Силовая конструкция центроплана и передний лонжерон крыла выполнялись из стали. Обшивка центроплана была дюралюминиевая, консолей — фанерная различной толщины. Крыло оборудовано цельнометаллическими посадочными щитками и автоматическими предкрылками. Двухколёсная хвостовая стойка шасси убиралась в полёте. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

С расчётом на крупносерийное производство в условиях дефицита сырья и недостатка традиционных авиаматериалов конструкция самолёта разрабатывалась смешанной. В ней, с целью достижения наименьшей массы при требуемых прочности и жёсткости, были применены разные материалы: изготавливать «ночной бомбовоз» (именно так называл его Н.Н. Поликарпов) предполагалось из стали (51%) и дерева (38%), некоторые детали несиловых узлов — из пластмассы.

По проекту предусматривалось оснащение НБ двигателями М-82, М-71 или М-90. На построенном самолёте были установлены АШ-82ФНВ. Управление створками «юбок» и жалюзи капотов было электромеханическим. Схема питания обеспечивала бесперебойную работу двигателей от любого бензобака. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Для определения наиболее удачных вариантов компоновки оборудования, улучшения условий деятельности экипажа и упрощения обслуживания весной 1942 года состоялся ряд консультаций со специалистами. Было решено усилить конструкцию на случай вынужденной посадки, ввести в экипаж второго пилота, оснастить машину антиобледенительным устройством крыла, оперения и винтов. В систему управления включили автопилот.

Оборудование и компоновка кабины пилота обеспечивали работу экипажа в сложных метеоусловиях и прежде всего ночью. По рекомендации военных в экипаж ввели второго пилота, разместив его рядом с командиром. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ",

Тем не менее до лета 1942 года тактико-технические требования к самолёту НБ, создававшемуся Поликарповым в инициативном порядке, ещё не были определены. Лишь 16 августа в Новосибирске, на территории эвакуированного завода, прошла макетная комиссия по самолёту. НБ представили с моторами М-82А. По расчётам, максимальная скорость должна была составить 525 км/ч на высоте 6250 м, потолок — 8000 м, дальность полёта при нормальной бомбовой нагрузке в 2000 кг — 4000 км. При уменьшении дальности полёта нагрузка возрастала. Бомбы подвешивались в бомбоотсеке в различных комбинациях: 1 в 5000 кг, 1 в 2000 кг, 4 по 1000 кг, 8 по 500 кг, 12 по 250 кг, 33 по 100 кг — общей массой до 5000 кг. Оборонительное вооружение включало три крупнокалиберных пулемёта в стандартных установках. Места всех членов экипажа, в том числе и верхняя вращающаяся турель, прикрывались бронёй.

Члены комиссии внесли ряд замечаний и предложений. После доработки самолёта 8 сентября 1942 года проект был утверждён.

Особое внимание при проектировании уделялось обеспечению хорошего обзора и оснащению кабины для штурмана. В его распоряжении имелся крупнокалиберный пулемёт УБ в неподвижной установке. 12,7-мм пулемёты в стандартных нижней люковой установке и верхней вращающейся турели. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Несмотря на то, что к концу сентября готовность рабочих чертежей составляла 60% и уже началось изготовление оснастки, достичь быстрых темпов постройки не удалось. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, производственных площадей и станочного оборудования. Изготовление агрегатов самолёта велось до осени 1943 года. Зимой 1943 — 1944 годов завод и КБ были реэвакуированы в Москву. Проводились аэродинамические и прочностные испытания машины. На самолёте были установлены высотные двигатели АШ-82ФНВ. Первый полёт с ними состоялся 23 мая 1944 года на Центральном аэродроме Москвы. Было принято решение доработать самолёт с целью его дневного применения. При этом рассматривались варианты установки дизелей М-30Ф и высотных моторов АМ-39. Проектировался транспортно-пассажирский вариант самолёта с двигателями АШ-82 и переделанным фюзеляжем, оборудованным специальным люком для загрузки крупногабаритной военной техники.

Фюзеляж смешанной конструкции имел снизу большой вырез под створки бомбового отсека. Жёсткость обеспечивалась ферменным каркасом из стальных труб, обшитым шпоном. 5000 кг бомб полностью размещались внутри фюзеляжа. Двухстоечное, убираемое в мотогондолы пневмосистемой основное шасси было несколько тяжелее обычного. По нормам прочности для самолётов, предназначенных для ночных полётов, требовалось увеличить рабочий ход амортизаторов в 1,5 раза. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Однако начатые 23 мая 1944 года лётные испытания по причине смерти Н.Н. Поликарпова закончены не были, и работы по самолёту прекратились.

Технические данные НБ(Т).

  • Экипаж: 5 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 12 640 кг
  • Размеры: длина х размах 15,29 м х 21,52 м
  • Двигатель: 2 (АШ-82ФНВ) х 1850 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 5000 : 515 км/ч
  • Скороподъёмность (средняя): 6,9 м/с
  • Практический потолок: 6150 м
  • Дальность полёта: 3030 км
  • Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемёта УБ
  • Максимальная бомбовая нагрузка: до 5000 кг

#авиация #самолёты #техника #машина #история #вов #великая отечественная война #вторая мировая война #ссср

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Нб (т) - окб н.н. Поликарпова - 1944 г.