В 1935 году в Советском Союзе был издан роман под названием «Педагогическая поэма», который в кратчайшие сроки завоевал читательскую любовь. В произведении рассказывалось о создании и судьбе колонии для несовершеннолетних. Автором романа стал прославленный педагог и воспитатель Антон Семенович Макаренко.

«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»

«Педагогическая поэма» отличалась от других литературных произведений. Ее автор ничего не выдумывал, он описывал собственную жизнь и свое детище — трудовую колонию им. Горького. Все персонажи книги существовали в действительности, а многие трудные подростки, воспитанные Макаренко, стали выдающимися людьми своего времени.

Карабанов: Семен Калабалин

Бывший бандит, грабитель Карабанов (в жизни — Семен Калабалин) стал одним из самых известных воспитанников Макаренко. Он продолжил дело учителя: после рабфака вернулся в Горьковскую колонию воспитателем.

В 30-е годы Калабалин был арестован по ложному доносу, но вскоре освобожден, не в последнюю очередь из-за заступничества учеников, дежуривших под окнами тюрьмы.

Во время Великой Отечественной Семен Калабалин попал в разведку, был пленен. Несколько раз пытался бежать и выжил лишь чудом.

«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»

Всю жизнь Семен Калабалин посвятил педагогике, воспитанию трудных подростков. Он возглавлял несколько детских домов, написал ряд статей и автобиографию, получил звание заслуженного учителя РСФСР.

Бурун: Григорий Супрун

Один из первых воспитанников колонии Григорий Бурун (настоящее имя Григорий Супрун) под руководством Макаренко из малолетнего преступника превратился в настоящего человека — честного, трудолюбивого. Командир косарей, возглавляющий праздник первого снопа, стал одним из главных персонажей «Педагогической поэмы».

После колонии Григорий Супрун поступил на рабфак, затем в технологический институт. В годы войны бывший колонист трудился инженером танковой бригады. Оп принимал участие в Курской и Сталинградской битвах, освобождал Прибалтику и Кенигсберг. После Победы Супрун вернулся на родину, в Харьковскую область, где прожил остаток жизни.

«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»

Братья Жевелий: Александр и Дмитрий Чевелий

Круглые сироты, братья Жевелий (Александр и Дмитрий Чевелий) попали в колонию подростками. Они стали одними из самых ярких колонистов, юными помощниками Макаренко.

В годы войны Александр и Дмитрий сражались с врагом в воздухе. Александр пилотировал самолеты. Дмитрий выучился на штурмана и отдал жизнь в боях за Мурманск.

Задоров: Павел Архангельский

С Задоровым, настоящее имя которого Павел Архангельский, связан один из самых неприятных эпизодов романа. В самом начале работы в колонии им. Горького Макаренко так сильно разозлился на нахального воспитанника, что ударил его. Спустя годы один из первых комсомольцев колонии, рабфаковец Задоров со смехом вспоминал: «Здорово, что ты мне по морде съездил!».

«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»

Павел Архангельский выучился на инженера-гидролога, работал на стройке Волго-Балтийского канала, в годы войны возглавлял саперную роту, получил множество наград. После Великой Отечественной Архангельский жил и работал в Куйбышеве (Самара).

Лапоть: Николай Лапотецкий

Секретаря совета командиров, колониста, который умел с самым серьезным видом шутить и призывать к порядку буянов, в «Педагогической поэме» звали Лаптем, а в реальной жизни — Николаем Лапотецким.

После учебы в трудовой колонии Лапотецкий поступил на рабфак, работал в Полтаве, затем был призван на фронт. Он защищал родину на передовой, в стрелковом полку Красной армии. Был тяжело ранен, получил инвалидность. Остаток жизни Николай Лапотецкий прожил в Москве.

И другие

Прожили достойную жизнь и остальные колонисты, персонажи «Педагогической поэмы».

«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»

Братченко (Антон Браткевич) стал офицером, командовал эскадроном, сражался с фашистами в Закавказье. Кудлатый (Денис Горгуль) был председателем колхоза, в годы Великой Отечественной — членом партизанского отряда. Таранец (Федор Таранец) возглавлял стрелковое отделение, участвовал в боях за Минск. Георгиевский (Григорий Андриевский) выучился на врача, служил фельдшером. Все эти мужественные люди не вернулись с войны.

Вершнев (Николай Шершнев) всю жизнь проработал доктором в Комсомольске-на-Амуре, трудился главврачом городской больницы. Соловьев (Антон Соловьев) выучился на электрика, в годы войны был замполитом комендатуры гарнизона, участвовал в конфликте с Японией, а после Великой Отечественной вернулся в профессию. Нисинов (Дмитрий Анисимов) стал пилотом военных самолетов, работал летчиком-испытателем.

Без преувеличения можно сказать, что все воспитанники Макаренко и юные герои «Педагогической поэмы» не посрамили своего учителя и воплотили в жизнь главный девиз колонии: «Не пищать!».

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:

  • И в жизни, и в книге — каким был настоящий Саня Григорьев из «Двух капитанов». Его считали героем даже враги
  • Забытый герой — Александр Панкратов. Почему его подвиг замалчивали, а вся слава досталась другому