Ничего, кроме истины

(Читаем: 3 Цар. 22)

Мало есть вещей, которые были бы важнее, чем истина. Иисус сказал: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32). Один мудрец сказал: “Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума” (Прит. 23:23). За то, чтобы постичь истину, мы должны платить своим временем и энергией, и, однажды постигнув ее, мы должны держаться за нее, несмотря ни на что!

В этом уроке мы не касаемся истины в общем смысле этого слова, хоть это и очень важно, но мы будем говорить об истине, исходящей от Бога. Иисус сказал Своему Отцу: “Слово Твое есть истина” (Ин. 17:17). Давид молился: “Ты Бог, и слова Твои непреложны” (2 Цар. 7:28). Автор псалма 118 подчеркивал, что слово Бога есть истина: “Закон Твой - истина... Все заповеди Твои истина... Основание слова Твоего истинно” (ст. 142, 151, 160).

Бог открыл нам Свою волю в Библии, чтобы мы могли познать истину, которая делает нас свободными: Он раскрыл нам истину о Себе, о сыне Своем, истину о человеке и грехе человеческом, истину о спасении и христианской жизни, истину о рае и об аде. Так как мы живем в стране, где Библия доступна всем, нам непростительно говорить: “У нас не было возможности узнать истину”.

Но возникает вопрос: “А что нам делать с истиной?” С истиной мы можем делать сотни вещей. Мы можем искать ее (Иер. 5:1). Мы можем верить в истину и познавать ее (1 Тим. 4:3). Мы можем слушаться ее (1 Пет. 1:22). Мы можем говорить ее (Зах. 8:16). Мы можем ходить в ней (3 Цар. 2:4; 3:6; Пс. 85:11). Мы можем поступать по истине (Ин. 3:21; 1 Ин. 1:6). Мы можем утверждать истину (1 Тим. 3:15).

С другой стороны мы можем скрывать истину (Пс. 39:11). Мы можем подавлять ее (Рим. 1:18). Мы можем заменять истину ложью (Рим. 1:25). Мы можем противиться истине (2 Тим. 3:8). Мы можем отвращаться от нее (2 Тим. 4:4; Тит. 1:14).

В 3 Цар. 22 показано, как отрицание истины Ахавом настигло его. До того, как мы подойдем к кульминационному моменту, мы увидим, как истину использовали в своих интересах, как ее поносили, как злоупотребляли ею. В этой главе содержатся важные уроки, касающиеся нашего отношения к Библии и последствий игнорирования и отвергания истины.

В ст. 16 находится чудесное высказывание: “Еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа”. К сожалению, эти слова были сказаны человеком, который играл в истину.

МЫ МОЖЕМ ИГРАТЬ В ИСТИНУ (3 Цар. 22:1-17)

Большинство из нас, когда нас спрашивают: “Нужна ли вам истина?”, - отвечает уверенно: “Да!” Однако, на самом деле мы, может, не так уж и жаждем этой истины. В 1964 г. Эрик Берне написал книгу по психологии человеческих отношений, которая называется “Игры, в которые играют люди”. Люди играют и в истину. Первая часть главы 22 изобилует примерами игр, в которые играют люди.

Игра в “компромисс”

В эту игру играл богобоязненный царь.

«Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем. На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошел к царю Израильскому» (ст. 1, 2).

Это было удивительное событие. По свидетельству летописей, впервые царь иудейский встречался с царем израильским не на поле сражения. Мы не знаем всех причин, почему Иосафат решил увидеться с Ахавом, но автор книги Паралипоменон связал этот визит с событием, которое произошло несколько ранее: “Иосафат... породнился с Ахавом” (2 Пар. 18:1). Девять или около того лет назад, сын Иосафата, Иорам, женился на дочери Ахава и Иезавели по имени Гофолия (4 Цар. 8:18, 27).

В конце 3 Цар. 22 перечисляются минусы жизни Иосафата, и называется главный из них: “он заключил мир с царем Израильским” (ст. 44). Иосафат не был совершенством, но он был одним из лучших царей Иудеи. “Он ходил во всем путем отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними” (ст. 43; см. 2 Пар. 17:3, 4). В отличие от праведного Иосафата, Ахав был одним из самых нечестивых царей, которые когда-либо были в Израиле (3 Цар. 16:33). Очевидно, Иосафат считал, что мир - это самое главное, поэтому он дал согласие на брак своего сына с дочерью Ахава. Он также заключил союз с Ахавом.

Без сомнения, у Иосафата были самые благие намерения. Возможно, он думал, что мир будет обоюдовыгодным и что через какое-то время он сможет повлиять на Израиль таким образом, что тот отвратится от своих нечестивых путей. Однако, то, что он сделал, было в принципе неправильно, на практике оказалось губительным, и последствия были почти смертельны. Мир необходим и желателен, но только не за счет компромисса с истиной. Мудрец сказал: “Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума” (Прит. 23:23). Никогда не продавайте истину за мир: цена слишком высока.

Когда Иосафат прибыл в Самарию, Ахав устроил в его честь пышный прием. “И заколол для него Ахав много скота мелкого и крупного” (2 Пар. 18:2). Во время пира Ахав как бы невзначай начал вести разговор о городе на другом берегу Иордана: “Знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского” (ст. 3). Ахав обращался “к своим слугам”, но говорил он это ради Иосафата. Это была своего рода игра.

Рамоф Галаадский находился в Галааде. Эта земля представляла собой гористую местность к востоку от Иордана; оттуда родом был Илия. Рамоф Галаадский был окружен стенами, так как был пограничной крепостью. Он был стратегически выгодно расположен на возвышенности, что позволяло держать под наблюдением подход к Израилю с восточного берега Иордана. Однако, в то время он находился под контролем сирийских войск и представлял постоянную угрозу для Израиля. Между прочим, в 3 Цар. 20:34 говорится, что Венадад, царь сирийский, не сдержал своего слова, данного “брату” Ахаву.

Затем Ахав прямо обратился к Иосафату: “Пойдешь ли ты со мною на войну против Рамофа Галаадского?” Иосафат не колебался ни минуты: “Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони” (3 Цар. 22:4). По-восточному это означало: “Мы пойдем на войну вместе”. Летописец добавляет: “Иду с тобою на войну” (2 Пар. 18:3).

Почему Иосафат с готовностью согласился пойти на войну с Ахавом? Возможно, в надежде укрепить союз между Иудеей и Израилем. Может быть, завоевание сирийцами Рамофа Галаадского также представляло угрозу и для Иудеи, так как Рамоф Галаадский находился лишь в шестидесяти пяти километрах от Иерусалима. Возможно, это произошло потому, что Ахав был хорошим торговцем. Во 2 Пар. 18 говорится: “Он [Ахав] склонял его идти на Рамоф Галаадский” (ст. 2). Какой бы ни была причина, это не было угодно Богу. Когда, позже, Иосафат возвращался домой после сражения, его встретил пророк Божий:

«И выступил на встречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу [Ахаву и его приспешникам] и любить ненавидящих Господа [Ахава и других идолопоклонников]? За это на тебя гнев от лица Господня» (2 Пар. 19:2).

Бог никогда не бывает счастлив, когда те, кто посвятил себя Ему, идут на компромисс со злом, какими бы “хорошими” ни были их мотивы. Стоит только согласиться на компромисс, и дальше все покатится, как снежный ком. Иосафат начинал с того, что протянул руку мира, и вот, он уже ставит свою жизнь на карту сражений.

Игра “Скажи им то, что они хотят услышать”

В эту игру играли лжепророки. “И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь” (ст. 5). “Давай до того, как пойти на войну, посмотрим, совпадает ли наше решение с мнением Бога”. Каждый раз, когда мы стоим перед необходимостью принять решение, прежде всего, мы должны пойти к Господу и быть готовы принять Его ответ.

“И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек” (ст. 6). Но эти четыреста пророков не называются пророками Яхве. В какой-то момент они воззвали к Господу (ст. 11, 12, 24), но истинный пророк назвал их пророками Ахава (ст. 22, 23), а не Господними. Мы точно не знаем, что это были за пророки. Может быть, Ахав поставил новых на место тех 450 пророков Ваала, которых убил Илия. Возможно, это были четыреста пророков Ашеры/Астарты, которые не были убиты. Одно очевидно: это были придворные пророки, приглашенные Ахавом сказать ему то, что он хотел услышать.

Ахав спросил их: “Идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет?” Они отвечали: “Иди, Господь предаст его в руки царя” (ст. 6). Они не сказали: “Во имя Господа”, что истинные пророки никогда не забывали делать. Они вообще не обращались к Яхве. Слово “Господь” в этом стихе является переводом древнееврейского слова “адонай”, которое также использовалось при обращении к Ваалу.

Фактически, ответ, данный четырьмястами пророками, был двусмысленным и неопределенным. Они сказали: “Иди, Господь предаст его в руки царя”. Какой “Господь”? Яхве или Ваал? Какого “царя”? Царя Израиля или царя Сирии? Что значит “его”? Это могло значить все, что угодно, даже самого Ахава, как он был предан в руки Венадада. (Ответ этих пророков имел много общего с “пророчествами” астрологов и экстрасенсов, печатающихся в бульварных газетенках и выступающих по телевидению; в такие неопределенные предсказания можно вписать, что угодно).

Нас не удивляет, что Иосафат не был удовлетворен их ответом. “И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?” (ст. 7). Проверьте по Библии: вы увидите, что слово “Господь” во всех случаях написано с большой буквы. Это перевод священного имени Бога: “Яхве”. Иосафат сказал: “Я хочу спросить истинного пророка Божьего, чего нам ждать”.

Игра “Мне нужна истина до тех пор, пока она устраивает меня”

В эту игру играл нечестивый царь. “Я хочу истину, пока она устраивает меня”. Отвечая Иосафату, Ахав раскрыл многие черты своего характера: “Есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое; это Михей, сын Иемвлая” (ст. 8).

Из этого отрывка мы узнаем следующее. Первое: оказывается, был еще один пророк, Михей, который вступал в открытую конфронтацию с Ахавом. “Михей” означает “Кто как Яхве?” Возможно, он был одним из тех пророков, которых заставило действовать мужество Илии на горе Кармил. В соответствии с иудейской традицией, он был пророком в 3 Цар. 20, который пришел, переодевшись, бросить вызов Ахаву.

Второе: истина не всегда приятна. Ахав считал, что “истина” должна быть всегда “доброй вестью” для него. Однако, истина не всегда бывает “доброй”, иногда она бывает “худой”. Старая поговорка гласит: “Правда глаза колет”. И она настолько часто попадает в точку, что мы, соглашаясь, киваем головой, когда слышим ее.

Мы говорим, что хотим истины, но действительно ли это так? Когда мы идем на прием к врачу, хотим ли мы узнать правду о состоянии своего здоровья, или мы хотим услышать: “Все хорошо”? Когда мы становимся на весы, хотим ли мы правды, или мы хотим, чтобы весы показали: “У вас идеальный вес”?

Третье: очевидно то, что Ахав не хотел истины. Он лишь хотел, чтобы ему сказали то, что он хотел услышать. Еще Павел говорил о таком отношении:

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3, 4).

Ахав окружил себя людьми, готовыми всегда “поддакивать”, сведущими в лести. Он категорически не хотел, чтобы пришел такой человек, как Михей с раздражающей истиной!

Иосафат упрекнул Ахава: “Не говори, царь, так” (ст. 8). Он этим хотел сказать: “Не говори так о пророке Яхве. Не отказывайся призвать его. Я хочу знать слово Господне”.

“И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая” (ст. 9). Этот стих и ст. 26 дают нам понять, что Михей был брошен в тюрьму за то, что еще раньше “говорил худое” (т.е. истину) Ахаву. И теперь евнух Ахава мог “поскорее” найти Михея и привести его.

Когда евнух ушел за Михеем, картина изменилась. “Царь Израильский [Ахав] и Иосафат, царь Иудейский сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии” (ст. 10). Ворота городов являлись тем местом, где заключались сделки и делались дела. Два царя сидели на своих переносных тронах, одетые в царские одежды.

«И все пророки пророчествовали пред ними... И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя» (ст. 10, 12).

Один из пророков, Седекия, приставил к своей голове железные рога и, наставив их на других пророков, сказал: “Так говорит Господь: сими избодаешь Сириян до истребления их” (ст. 11).

И в ст. 11, и в ст. 12 слово “Господь” написано с большой буквы; пророки теперь бодали друг друга во имя Яхве. Эти пророки могли проповедовать так, как хотели того Ахав и Иосафат. Им было не трудно прибавить одного или двух богов к той сотне, которой они уже поклонялись. Если цари хотели знать, что скажет древнееврейский Бог “Яхве”, они рады были угодить.

Игра “Позвольте сказать вам то, что для вас хорошо”

В эту игру играл льстивый евнух: “Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе” (ст. 13). “Единогласно... доброе” значит: “В этом вопросе все соглашаются”. Трудно противостоять толпе, быть единственным гласом Божьим, когда имеется “единство” среди тех, кто противостоит Божьему пути.

Посланный сказал: “Между нами единство и взаимопонимание. Не раскачивай эту лодку”: “Пусть бы и твое слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе” (ст. 13). (“Нам всем будет лучше, если ты так сделаешь. Царь будет доволен, на меня будут смотреть одобрительно, и ты сможешь выйти из тюрьмы. Пожалуйста, скажи что-нибудь хорошее для разнообразия!”) Этот евнух был похож на тех, о которых писал Исаия и которые говорили пророкам: “Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное” (Ис. 30:10).

Но мужественный пророк сказал: “Я не играю в такие игры! Давайте говорить то, что есть на самом деле!” Наконец, мы видим героя: “И сказал Михей [евнуху]: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь” (ст. 14). Все мы, кто проповедует и учит, должны сберечь эти слова в наших сердцах!

Когда Михей пришел к Ахаву, игра продолжалась. “Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет?” (ст. 15). Самого Ахава не интересовало, что скажет Михей, он спрашивал ради Иосафата. Михей знал, что он спрашивает ради Иосафата, и Ахав знал, что Михей знает, что он спрашивает ради Иосафата; и Михей знал, что Ахав знает. Они вели игру. И Михей принял условия игры. Он ответил так же, как и лжепророки: “Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя” (ст. 15). Заметьте, что Михей не сказал: “Так говорит Господь”.

Всем было ясно, что Михей сам не верит в то, что говорит. Интересно, было ли заметно, что он играл, по тому, как он говорил, или по выражению лица?

Ахав сказал Михею: “Еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа” (ст. 16). Сколько чувства в этих словах! О, как бы хотелось, чтобы и ныне любая аудитория, слушающая своих религиозных учителей и проповедников, вскричала бы в едином порыве: “Мы заклинаем вас не говорить нам ничего, кроме истины во имя Господа. Скажите нам правду, одну только правду, и ничего, кроме правды!” Как отмечалось ранее, эти замечательные слова исходили из уст человека, который вел эту игру, человека, который говорил ничего не значащие слова ради другого.

И в тот момент Божий пророк сказал: “Я больше не играю! Давайте говорить то, что есть!”

«И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом» (ст. 17).

Михей сказал фразу, знакомую всем, кто знал Писания. Моисей говорил эти слова, когда молился за человека, который поведет Божий народ, чтобы они не оставались, как “овцы, у которых нет пастыря” (Чис. 27:16, 17). То, что Михей изобразил Израиль, оставшийся без “хозяина”, все присутствовавшие должны были понять, как пророчество о смерти Ахава.

ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ИГРАТЬ С ИСТИНОЙ, МЫ ПРОИГРАЕМ (3 Цар. 22:18-23)

Пророчество о смерти должно было поставить Ахава на колени, как и предыдущее, предвещавшее ему смерть (см. 3 Цар. 21:27), но ничего подобного не случилось. Вместо этого, царь сделал вид, будто его оскорбили. Он использовал слова Михея в качестве доказательства того, что он был прав, когда говорил, что Михей никогда не пророчествует о нем доброе (ст. 18). Истина оказалась для Ахава бесполезной. Он только играл с ней.

Вслед за жалобой Ахава следует одно из самых странных мест в Библии. Этот текст - один из тех, в которых мы не можем полностью понять, но почти невозможно не понять основной мысли:

«И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное [ангелы] стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицом Господа, и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (ст. 19-23).

Так как Бог не нуждается в чьем-либо совете (Рим. 11:34, 35), я сомневаюсь, что от нас ожидается буквальное понимание слов Михея во всех подробностях. Что касается основной мысли, то она понятна. Михей сказал, что все 400 пророков - лжецы. Искренне или нет, но они говорили неправду. Он сказал Ахаву: “И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих”.

Некоторые не могут примириться с тем, что в отрывке говорится: “Господь попустил духа лживого в уста всех пророков”. Они говорят: “Это несправедливо. Господь обманул Ахава устами 400 пророков, а потом осудил Ахава за то, что он обманут”. Этот отрывок, возможно, нужно взять вместе с другими, в которых говорится о том, как Бог ожесточает сердца неверующих. Аналогичные места в Библии указывают на то, что Бог позволил этому произойти, но это случилось из-за характера самих людей. Именно так надо понимать и это место. Ахав услышал речи лжепророков и обманулся. Иосафат слышал то же самое послание, и не был обманут.

Принцип, подразумеваемый здесь, - тот же, что и в тех местах Нового Завета, которые больше всего заставляют задуматься. Во 2 Фес. 2:10 Павел говорит о “погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения”. Далее он продолжает:

«И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:11, 12).

Нам очень трудно понять фразу: “Пошлет им Бог действие заблуждения...” Я не знаю всего, что заключено в этой фразе, но я знаю, что Бог праведен и справедлив. Если мы позволяем обмануть себя, это не вина Бога, а наша собственная вина, потому что мы не возлюбили истину. Нет более важного вопроса, чем следующий: любим ли мы истину? Кто-то сказал: “Как ни дефицитна истина, ее предложение, тем не менее, всегда превышает спрос”.

МЫ МОЖЕМ ОТВЕРГАТЬ ИСТИНУ (3 Цар. 22:24-28)

Присутствующим было нетрудно понять смысл сказанного Михеем. Седекия, тот самый лжепророк, который до этого бегал вокруг с железными рогами на голове, ударил Михея по щеке и бросил с вызовом: “Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?” (ст. 24). Другими словами: “Это мы говорили, движимые Духом Яхве, а ты как можешь утверждать, что говоришь от имени Яхве, и предсказывать совершенно противоположное?”

Своим поведением Седекия подтвердил то, что не было на нем Духа Господня. Во все времена пощечина считалась самым большим оскорблением. Михей не ответил ему тем же и не вызвал его на дуэль. Я представляю, как Михей качает головой в знак неодобрения и отрицания, а затем спокойно говорит Седекии: “Вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться” (ст. 25). “Ты увидишь, на ком Дух Господень, когда тебе придется прятаться”. Возможно, он имел в виду ближайшие события и, прежде всего, известие с поля сражения, что Ахав убит, - это после того, как четыреста пророков предсказали, что он выиграет сражение. Вероятно, Иезавель требовала головы этих четырехсот!

«И сказал царь Израильский: возьмите Михея, и отведите его в Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу, и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире» (ст. 26, 27).

Михей был возвращен в темницу. Скудный рацион был дополнительным наказанием за то, что он не сказал Ахаву “приятное”. Часто мы попадаем в беду - и это не новость - за то, что говорим правду!

Слова “доколе я не возвращусь в мире”, сказанные Михею Ахавом, означали: “Я тебе не верю. Я не умру в сражении”. Когда Михея уводили, он бросил Ахаву в ответ его же слова: “Если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня”. Испытание пророка заключается в том, насколько сбывается предсказанное им (Втор. 18:20-22). Михей добавил: “Слушай, весь народ” (ст. 28). Под древнееврейским словом, переведенным здесь как “народ”, обычно подразумевают язычников. В этом отрывке содержится урок для всех людей, живущих на земле.

Произвели ли эти слова впечатление на Ахава? Со всей очевидностью можно сказать: нет. Он отвергал истину до конца.

КОГДА МЫ ОТВЕРГАЕМ ИСТИНУ, БЕДА НЕИЗБЕЖНА (3 Цар. 22:29-39)

Ахав и Иосафат приступили к осуществлению своих планов, направившись к Рамофу Галаадскому (ст. 29).

Из того, что мы уже знаем о характере Ахава, мы можем понять, почему он пошел воевать, несмотря на предупреждение Михея. Труднее понять, почему это сделал Иосафат, ведь он настаивал на том, чтобы спросить разрешения у Господа. Возможно, Иосафат зашел слишком далеко, и не находил возможности достойно выйти из игры. Идя на компромисс с истиной, мы все глубже и глубже погружаемся в пучину бед. Иосафат чуть было не расстался с жизнью!

Ахав с легкостью пренебрег предупреждением Михея. “Я возвращусь в мире”, - сказал он (ст. 27). И все-таки ему было не по себе. Во время подготовки к сражению Ахав много ночей провел в раздумьях о том, что произошло и что было сказано:

«...душа твоя будет вместо его [Венадада] души...» (20:42).
«На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (21:19).
«Я вижу всех Израильтян, рассеянных... как овец, у которых нет пастыря... Господь изрек о тебе недоброе» (22:17, 23).

Ко дню сражения Ахав был нервно истощен. Обычно царь вел свою армию в сражение. Он надевал доспехи, а поверх доспехов - царские одежды, садился на коня и становился впереди войска. Вместо этого, Ахав сказал Иосафату: “Я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды” (ст. 30). В Септуагинте читаем: “а ты надень мои царские одежды”. Ахав хотел перенести все внимание с себя на Иосафата. И снова мы спрашиваем, почему Иосафат согласился? Очевидно, у него не было другого выхода. Он был, как муха, запутавшаяся в паутине: чем больше он сопротивлялся, тем больше запутывался.

Ахав волновался бы еще больше, если бы знал, какие указания дал Венадад своим тридцати двум начальникам колесниц: “Не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским” (ст. 31). Им было велено: “Найдите Ахава и убейте его, чего бы это ни стоило!” (Это указание исходило от “брата”, которого Ахав освободил, когда Бог даровал ему победу над Венададом в главе 20!)

“И переоделся царь Израильский, и вступил в сражение” (ст. 30). Вместо своих царских одежд, Ахав оделся в одежды обычного солдата.

В самый разгар битвы тридцать два начальника Венадада увидели царские одежды Иосафата. Они окружили его, думая, что это Ахав. Когда Иосафат увидел их, он “закричал” (ст. 32). Автор книги Паралипоменон добавляет: “Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвел их Бог от него” (2 Пар. 18:31). Очевидно, этот богобоязненный человек инстинктивно воззвал к Господу, прося избавления. И тот зов спас его, несмотря на его безрассудное решение ввязаться в сражение после Божьего предупреждения. “Начальники колесниц, видя, что это не Израильский царь, поворотили от него” (ст. 33).

Было похоже на то, что план Ахава удался. Ему удалось укрыться от тридцати двух начальников, но никто не может укрыться от Бога. “А один человек случайно натянул лук, и ранил царя Израильского сквозь швы лат” (ст. 34). По иудейскому преданию это был Нееман, но маловероятно, чтобы бывалый солдат случайно выстрелил в воздух. Скорее всего, это был необученный новобранец в своем первом сражении, до смерти напуганный и беспорядочно пускающий стрелы в разных направлениях. По Божьему провидению, одна из тех стрел достигла цели, попав в шов лат Ахава. Доспехи такого рода защищали жизненно важные органы, на стыках же были зазоры. Стрела попала в такое уязвимое место и проткнула тело Ахава. Очевидно, была повреждена артерия; кровь била струей.

“И сказал он [Ахав] своему вознице: повороти назад, и вывези меня из войска; ибо я ранен” (ст. 34). “Уезжай, уезжай”, - кричал Ахав вознице. Тем не менее, в следующем стихе отмечается: “Но сражение в тот день усилилось” (ст. 35). Бой был столь жестоким, что возница не мог выполнить приказание Ахава (ст. 35; 2 Пар. 18:34). Кровь его лилась на пол колесницы. В конце концов, Ахав потерял столько крови, что он не мог уже стоять. “И умер на закате солнца” (2 Пар. 18:34).

Когда обнаружилось, что Ахав мертв, как и предсказывал Михей (ст. 17), “провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю” (ст. 36). Тело Ахава привезли в Самарию для захоронения (ст. 37), а залитую кровью колесницу вывезли к пруду за городом.

«И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек» (ст. 38).

В современном переводе читаем: “...И блудницы мылись в той воде”. Не всю кровь Ахава слизали паршивые бродячие собаки, часть ее смешалась с водой, в которой омывались блудницы.

В стихе 39 история заканчивается подведением итога жизни Ахава, включая список всего, что он построил. Однако, все это не оставило следов в истории. Нет больше городов и дома из слоновой кости. В конце концов, единственное, что имело значение, это то, что Ахав жил, отвергая истину, и умер с позором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говорят, большинство людей хотят, чтобы истина была на их стороне, и только немногие хотят быть на стороне истины. Трагедия Ахава должна убедить даже самое упрямое сердце, что мы должны заботиться об истине, и “ни о чем, кроме истины”.

Перед тем, как мы закончим наш урок, давайте задумаемся над тем, что Истина неотделима от Христа и Его Слова. Иисус сказал: “Я есмь... истина” (Ин. 14:6). Павел подчеркивал, что “истина во Иисусе” (Еф. 4:21). Когда Иисус покинул эту землю, Он послал Духа Святого Своим апостолам, чтобы наставить их “на всякую истину” (Ин. 16:13), производящую откровение, которое мы называем “Новым Заветом Иисуса Христа”. Да поможет нам Бог уверовать в истину об Иисусе и повиноваться той истине, что была раскрыта через Его апостолов!

#израиль #история израиля #исторические личности #христианство

Еще по теме здесь: История.

Источник: Ничего, кроме истины.