©, На завалинке Древнего мира, 2020
Добрый день, мой друг! В прошлую нашу встречу мы расстались с тобой на самом интересном месте... Я обещала рассказать о строгих правилах поведения для афинских детей, за несоблюдение которых педагог мог высечь своего воспитанника розгами.
Ты, конечно, помнишь, кем был древнегреческий педагог. А если ты немножечко забыл, то посмотри здесь: История третья. О древнегреческих педагогах
У тебя может возникнуть вопрос: «А откуда мы знаем о существовании этих правил? Ведь всё это было страшно давно!». Хороший вопрос: своевременный и важный. Давай подумаем вместе...
История четвертая
О том откуда мы всё про всё знаем
Для тех, кому удобнее слушать, чем читать, здесь подкаст.
Представь, что тебе срочно (ну, прямо позарез) потребовалось раздобыть информацию о чём-нибудь или о ком-нибудь. Что ты будешь делать?
Жалко, что я не слышу твоего ответа, но я могу предположить, что он звучит примерно так: «Я полезу в Интернет» или так: «Пойду погуглю», а может быть: «Привет, Алиса». Угадала?
Действительно, Интернет - это огромное хранилище всего-всего-всего. Однако создали его совсем недавно. Настолько недавно, что ещё твои бабушка и дедушка прекрасно помнят времена, когда Интернета не существовало.
Сегодня мы «складываем» в Интернет всю новую информацию о нашей жизни, которая появляется буквально каждый день. И одновременно отправляем в «мировую паутину» (так поэтично иногда называют сеть Интернет) все знания, которые накопились за всё время существования цивилизованного человека – примерно за пять тысяч лет (не так уж и давно существует цивилизованный человек, согласен?).
Но где же хранились эти знания все пять тысяч лет до тех пор, пока не изобрели Интернет? Поищи в своей голове ответ на этот вопрос.
И, кстати, взгляни на фото ниже. Ты видишь надгробную плиту с изображением богатой эллинки и её служанки. Служанка держит в руках предмет, по форме напоминающий нам современный ноутбук (у него даже есть отверстия сбоку, похожие на порты для USB), а её хозяйка кажется что-то читает глядя на «экран».
А теперь рассмотри фотографию чаши (чаша называется килик), обрати внимание на фигуру человека, который что-то пишет на предмете так же похожем на современный ноутбук, как и предмет в руках служанки с надгробной плиты.
Хорошо образованные люди, конечно же, знают, что никаких ноутбуков у древних греков не было, потому что их цивилизация не владела технологиями XXI века. А малообразованные люди, глядя на эти изображения, утверждают, что «благодаря машине времени»... Но такая история – история для фантастического романа, а вовсе не для нашей беседы!
Хорошо образованные люди не выдумывают небылиц, а внимательно изучают исторические источники, которые хранят информацию о прошлом.
И надгробная плита, и прекрасная чаша-килик являются историческими источниками – материальными историческими источниками. Но информация в таких источниках не лежит на поверхности, а спрятана глубоко, можно даже сказать зашифрована.
Как ты думаешь, мой маленький друг, что же на самом деле делает молодой человек, изображённый на рисунке чаши и что он держит в руках? Попробуй догадаться.
Нам было бы очень сложно расшифровывать и добывать информацию из материального источника, если бы не удивительное изобретение человека – изобретение с которого началась человеческая ЦИВИЛИЗАЦИЯ – ПИСЬМЕННОСТЬ. (Это подсказка для ответа на вопрос.)
Правильный ответ: молодой человек, изображённый на рисунке чаши, ПИШЕТ. Держит в руках деревянные дощечки, натертые воском – древнегреческую деревянную тетрадку и острой палочкой процарапывает по воску буквы.
Так исторически сложилось, что большинство наших знаний о мире, о людях, о событиях, происходивших с людьми в разные эпохи, хранится в письменном виде. Информация может быть записана от руки: на бумаге, папирусе (это «бумага» из тростника), на бересте, пергаменте (это «бумага» из телячьей или овечьей кожи), на глиняной табличке или на камне. С изобретением книгопечатания информацию стали записывать машинным способом – появились отпечатанные в типографии книги и другие документы. Сегодня информацию записывают с помощью компьютера и она может храниться в электронном виде. Но независимо от того на каком носителе находится информация – все эти документы называются письменными историческими источниками.
Из письменных источников мы извлекаем больше всего информации о прошлом. Не только о событиях и о поступках людей, но и об их манерах, о правилах, которые они устанавливали для себя и других, об обычаях, традициях и даже о мыслях!
Ой, кажется, я совсем заболталась, а ведь уже пора прощаться! Но я не успела рассказать тебе о строгих правилах, за нарушение которых детей ждала порка. Ладно, расскажу в другой раз. До встречи!
Подпишись в раздел и слушай интересные истории Древнего мира