Этот раздел о Лете, о роскошных днях летних школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем абсолютно добровольно и всегда с удовольствием. Все дети — большие «почемучки», они очень дотошны и любознательны. Им важно понять, чем бригантина отличается от баркетины, а липа от березы, почему в чай не следует класть сахар и наливать молоко, как можно рыбу долго хранить свежей и каким способом можно резать лук, чтобы не плакать. Зимою на многие вопросы отвечают школьные уроки, а летом? Летом полезно иметь рядом «ходячую энциклопедию» или под рукою — удобную летнюю энциклопедию. А что такое энциклопедия вообще?
Оказывается, это слово, появившись в античные времена, первоначально обозначало семь свободных искусств (грамматику, риторику, диалектику, или логику, геометрию, арифметику, музыку и астрономию). В XVI веке его стали применять в Западной Европе в новом смысле, близком к понятию «сборник разнородного содержания». Постепенно термин приобрел теперешнее значение: научное или научно-популярное издание, сообщающее наиболее существенные сведения по всем или отдельным областям знаний или практической деятельности.
Наша «энциклопедия» о практической деятельности в летнем лагере, в летние каникулы вообще. Может быть, эта или подобные ей утилитарные «энциклопедии» подведут ребят к научным энциклопедиям, к истории их появления. И тогда они познакомятся с «Большим зерцалом», составленным в XIII веке доминиканским монахом Вицентом из Бове. Или заинтересуются огромной энциклопедией Д. Дидро, в работе над которой принимали участие такие прославленные писатели и ученые Франции, как Монтескье, Вольтер, Руссо, математик и философ Д'Аламбер.
Нам бы хотелось, чтобы дети узнали, какой заслуженной популярностью пользовался «Энциклопедический словарь», который выпускался издательским обществом Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон в 1890—1907 годах в Петербурге. Издание вышло в 86 томах. Перечисленные и неупомянутые энциклопедии, естественно, нельзя сравнивать с этой небольшой книжкой. Но автор надеется, что и она чем-то поможет детским работникам, хотя бы отдельными советами и материалами. И потому остается лишь пожелать всем, кто будет с детьми летом вместе, рядом и чуть впереди, удачи. Удачи в пути по маршрутам Лета.
Учитель, воспитатель, вожатый, родитель, любой детский наставник и есть «ходячая энциклопедия». Каждый взрослый, находящийся рядом с ребятами летом, обязан удовлетворять их неуемную любознательность в познании окружающей природы, мира человеческих отношений, удовлетворять их потребность действовать, созидать, проявлять творчество.
Почему я назвал эту книжку «энциклопедией»? Хотя бы потому, что в ней присутствует некоторая научная или просто полезная информация. В ней есть и справочные материалы, и ответы на вечные детские вопросы. Есть в книжке методические подсказки и рекомендации. «Отрасль» этой книги — прикладная педагогика. А форма выбрана словарная. В остальном это, естественно, не энциклопедия в научном понимании, скорее, словарь, содержащий перечень интересных творческих дел детей в летнем лагере с определенной «опорной» информацией о каждом деле. Последние годы появилось в коммерческих и особенно вузовских, местных изданиях довольно много своих «энциклопедий». Правда, если быть честным, то это, как правило, перепечатки друг у друга одних и тех же моделей творческой деятельности ребят — «веер форм работы». Конечно, встречаются новинки и даже небольшие педагогические изобретения, за которые, увы, патентов у нас не дают. Сейчас эти модели принято называть модной аббревиатурой — КТД (коллективное творческое дело). Издательство «Педагогика» выпустило в 1989 г. в свет «Энциклопедию коллективных творческих дел» известного ученого и практика И. П. Иванова, написанную им вместе со студентами еще в начале 60-х годов. Именно в те годы «формотворчество» (отношусь к этому явлению с уважением) было повальным. Поиск новых моделей работы с детьми был реакцией на однотипные сценарно-разработанные «спектакли жизни», которые тогда называли «монтажами». Автор данной книги еще в середине
50-х годов со своими единомышленниками активно участвовал в придумывании новых и обновлении старых моделей работы с детьми летом.
Воспитатели, вожатые часто просят друг у друга: «Дай сценарий или разработку переписать». И над такими просьбами не стоит иронизировать. Во-первых, переписать не значит использовать буквально, во-вторых, монтаж — это подбор и соединение различных частей чего-нибудь в одно целое, в данном случае в целесообразное воспитательное мероприятие. Мероприятие и есть дело с точной МЕРОЙ его ПРИЯТИЯ детьми — мероприятие. Подобрать вместе с детьми интересные деятельностные методические элементы и соединить их грамотно в композиционную форму и есть технологическое монтажирование деятельности. Так кадры в кино монтажи-руются опытными монтажерами по монтажному листу режиссера, чтобы удался замысел фильма.
Наверное, мастерство воспитателя-вожатого и проявляется в способности монтажа коллективной творческой деятельности. В нашей «энциклопедии» представлены разнообразные КТД. Детали одних КТД могут быть использованы в других. Какие-то КТД можно объединять. Это интересный процесс, в том числе для детей. Они талантливы, и поэтому у них практически не бывает штампов.