Устройства, предназначенные для герметизации рабочей камеры насосов, называются механическими торцевыми уплотнениями. Типов торцевых механических уплотнений настолько много, что для каждого из них потребовалась бы отдельная статья. Краткий и обобщенный список типов конструкций торцевых уплотнений можно представить следующим списком:
- Механические торцевые уплотнения одинарного типа;
- Двойные торцевые уплотнения:
- Комбинированные;
- Специальные комплексы уплотнения.
Механические уплотнения могут быть с коническими и винтовыми пружинами, с сильфоном из эластомеров, металлов и композиционных материалов, и разные другие варианты. Универсальности у торцевых уплотнений нет. Под каждую конкретную задачу выбирается конструкция и материалы для пары трения и всего торцевого уплотнения в целом. Например, при высоком давлении в рабочей камере насоса подбирается механическое торцевое уплотнение, устанавливаемое внутри камеры. Во многих случаях заказывается индивидуальная разработка под конкретные условия эксплуатации. Независимо от конструкции механического уплотнения, принцип работы у них одинаковый.
За счет чего обеспечивается герметичность насоса
Герметичность обеспечивается за счет создания давления между поверхностями пары трения. Что такое пара трения? Это два кольца, расположенные перпендикулярно, относительно оси вращающегося вала. Одно из колец закрепляется неподвижно в корпусе/крышке насоса или другого оборудования с вращающимся валом. Второе кольцо располагается на валу, и является подвижным. При вращении подвижное кольцо прижимается к неподвижному с помощью пружин или сильфона. Проходя через неподвижное кольцо, вал его не касается, поскольку внутренний диаметр кольца больше, чем диаметр вала. За счет этого исключается любая возможность износа, связанная с трением. Через зазор между неподвижным кольцом и валом утечки не образуется, поскольку подвижное кольцо этому препятствует. Вот за счет такого принципа работы и обеспечивается герметичность рабочей камеры насоса.
Чем можно заменить торцевые механические уплотнения?
Сальниковыми набивками и сальниково-манжетными уплотнениями можно было бы заменить торцевые уплотнения. Но здесь следует говорить о том, что механические уплотнения пришли на смену сальникам и манжетам, а не наоборот. С появлением механических уплотнений существенно снизилась утечка, вал стал меньше изнашиваться, а причиной износа стало уже не трение, а другие факторы, например, неправильная установка или эксплуатация. Также снизилось энергопотребление, поскольку ничто уже не мешает вращению вала, как это было в случае использования сальниковых набивок, которые плотно прилегали к валу.
Теперь в одних и тех же условиях эксплуатации используются насосы меньшей мощности, если на них установлены торцевые механические уплотнения, и бо́льшей мощности, если используется сальниковая набивка. Поэтому не рекомендуется возвращаться к старому, а использовать только современные уплотнительные узлы.
Качественные механические торцевые уплотнения купить можно у проверенного производителя – китайской компании Yalan Seals, через российского официального представителя.