К основным факторам, влияющим на производительность экскаватора, относят следующие:
-трудность разработки горной массы, которая оценивается категорией породы и ее состоянием (при разработке, например, влажной глинистой породы, которая налипает на ковш, уменьшается полезный объем последнего и увеличивается продолжительность цикла из-за более длительной разгрузки ковша; в зимних условиях плохо раздробленный мерзлый грунт также снижает коэффициент наполнения ковша);
-технические данные, состояние и надежность экскаватора;
- квалификацию машиниста;
-качество забоя, оцениваемое его высотой, условиями подхода транспорта к месту погрузки, освещенностью;
-организацию работ, зависящую от достаточности транспортных средств, состояния дорог, своевременного снабжения топливом, энергией, запасными частями и т.п.
Различают теоретическую (паспортную), техническую и эксплуатационную производительность экскаватора.
Теоретическая производительность экскаватора — количество продукции (в тоннах или кубических метрах), которое может быть выработано в единицу времени (обычно за час) при непрерывной его работе. Условия работы считают предположительно одинаковыми для всех машин, коэффициенты наполнения ковша Кн и разрыхления породы Кр принимают равными 1. У одноковшовых экскаваторов при расчете теоретической производительности принимают: угол поворота на выгрузку (90° — лопат и 135° — у драглайнов), высоту черпания (до уровня напорного вала — для лопат), скорость рабочих движений и удельные сопротивления породы копанию. У многоковшовых экскаваторов расчет ведут по числу ковшей, разгружающихся в 1 мин при номинальном режиме (скорости резания), сопротивлении породы копанию и коэффициентах Кн и Кр, равных 1.
Теоретическая производительность машины всегда одинакова, и повысить ее можно только внесением усовершенствований в конструкцию. Поэтому теоретическая производительность позволяет сравнивать различные машины и оценивать их совершенство. Теоретическая производительность машины указывается в ее паспорте.
Техническая производительность — максимальная производительность экскаватора при его непрерывной работе в данном забое за единицу времени. Рассчитывают ее с учетом конкретных условий работы: категорий пород, разрыхления породы и наполнения ковша при непрерывной работе, а также с учетом перерывов в работе, неизбежных для данного типа машины (например, у одноковшового экскаватора при его передвижении, а у роторного — при изменении направления поворота стрелы и передвижении при подходе к забою). Сравнивая техническую производительность экскаваторов, рассчитанную для одинаковых условий, можно выяснить, какая машина лучше подходит для данных условий.
Эксплуатационная производительность — это действительный объем горной массы, отработанный экскаватором за определенный период эксплуатации. Ее рассчитывают с учетом неизбежных организационных и технологических простоев: потерь времени на приемку смены и осмотр машины, смазку, замену подвижного состава. Эксплуатационная производительность численно меньше технической. Ее величина отражает совершенство организации работы экскаватора и всех обслуживающих его машин. Эксплуатационная производительность может быть сменной, месячной и годовой (в последних случаях учитывают потери времени на ремонтные осмотры, текущие и капитальные ремонты). В наибольшей мере характеризует организацию работы на данном предприятии (не только по добыче полезного ископаемого, но и по обслуживанию экскаваторов, снабжению их запасными частями) годовая производительность экскаватора.
Продолжительность цикла обычно указывается для угла поворота, равного 90°. Для углов поворота, отличных от 90°, время цикла умножают на коэффициент корректировки.