Климат, географическое положение и особенности ландшафта делают процесс дорожного строительства в нашей стране поистине уникальным. Ведь в каком бы регионе ни пришлось реализовывать такой проект, необходимо учитывать целый ряд факторов.
Климат
Россия расположена в четырех климатических поясах, а значит в каждом из них дороги строят по-разному: различается технология укладки покрытий, материалы, состав смесей. Так, например, на севере дорожное покрытие должно быть обладать высокой прочностью, иначе не выдержит аномально низких температур.
Географическое разнообразие
Если говорить о строительстве инфраструктуры, то природные условия в большинстве территорий нашей страны можно охарактеризовать как сложные. Это может быть гористая местность, тайга, условия Крайнего Севера, болотистые территории и так далее. Здесь опять же требуются сложные системы проектирования и соответствующие технологии. Но даже если речь идет о средней полосе России, то и здесь не все так просто.
В данном случае имеются четыре ярко выраженных сезона с кардинальной разницей температур и осадками. И дорожное строительство должно предусматривать такую смену погоды. Плюс почва в средней полосе подразделяется на несколько видов, и каждый проект здесь индивидуален. Так, затопление дороги может произойти не только в тайге или горах, но и, например, во владимирской области, если перед укладкой дорожного полотна не были проведены дренажные работы.
Финансирование проектов
Дорожное строительство в нашей стране преимущественно финансируется государством. И сейчас инвестиции в эту инфраструктуру существенно выросли. А с ними поднялось и качество дорог.
Стандарты качества
В нашей стране строительство дорог определяется многочисленными нормативами и техническими стандартами, которые постоянно обновляются. Эти правила регулируют весь цикл – от составления проекта и его согласования до эксплуатации уже готовой дороги. Основные нормы определены СНиПами и ГОСТами.
Строительные нормы и правила (СНиП) – документы, в которых перечислены требования к строительству, проектированию и эксплуатации дорожных объектов. Так, общие правила определены СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Что касается государственных стандартов, они определяют, какой должна быть технология строительства, какие должны использоваться материалы и так далее. Так, например, специальный ГОСТ 32602-2015 существует для требований к асфальтобетонным покрытиям.
Для отдельных объектов могут разрабатываться специальные технические условия. Они как раз и учитывают климатические условия, нюансы местности и нагрузок на дорожное полотно
На любой строительной площадке необходимо обеспечивать безопасные условия труда. Правила безопасности определяют нормативы на объекте, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и условий трудового законодательства.
Нормы проектирования регламентируют параметры будущей дороги с учетом уклонов, поворотов и многого другого.
Как развивается дорожное строительство сейчас?
Вводятся инновации в строительстве. В создание дорог сейчас внедряются цифровые технологии, процессы автоматизируются.
В последние годы эксперты отмечают приток частных инвесторов в дорожное строительство. Таким образом, растет число концессионных соглашений, а также проектов, реализованных на условиях государственно-частного партнерства.
Однако сохраняются и проблемы. И плохие условия для строительства и содержания дорог – одна из главных. Сложной остается обстановка с аварийностью на дорогах. Все эти сложности требуют системных решений. Например, использование умных технологий помогает контролировать движение по магистралям, что способствует снижению аварий.