©, На завалинке Древнего мира, 2020
Здравствуй, мой маленький (а может не маленький, но вполне себе большой) друг!
Я тут рассказываю истории из Истории. Присядь, послушай. С одной стороны, это обычные житейские истории. С другой, ну, совершенно необычные!
Необычные потому, что все эти истории – о событиях, произошедших в такие далёкие от нас времена, что кажется и представить нельзя как это было давно-предавно! А ещё это истории о людях. Людях очень похожих на нас с тобой, но живших за много веков и даже тысячелетий до нашего времени, в глубокой древности.
В прошлый раз мы узнали о том, что древние греки по разному относились к своим дочерям и сыновьям – не всем детям они были рады и не каждого новорождённого ребенка принимали в семью. Семья могла отказаться как от мальчика, так и от девочки, но все же чаще от девочки.
— Видишь ли, мой друг, в Греции было не мало бедняков. И в бедных семьях рождение девочки считалось несчастьем, потому что из неё не выйдет ни работника, ни воина.
Нам, например, известно, что в Афинах IV века до н.э. (а это очень давно!) 61 семья воспитывала 87 сыновей и лишь 44 дочери.
А в другом греческом городе – Милете (в нач. III в. до н.э.) в 79 семьях было 118 сыновей и только 28 дочерей.
Что же случалось с младенцами, которых не признавали родители?
— В древних Афинах ненужных детей «горшковали» – отец или мать клали новорождённого ребенка в глиняный горшок и выносили на улицу. Если родители хотели, чтобы ребенок выжил, то относили горшок к дверям какого-нибудь храма. Если не хотели, то оставляли где придется.
Ты должен понимать, что «оставление детей» не было обычным делом для древних народов, а являлось особенностью отношения к детям у древних греков и римлян.
Были, конечно, среди греков и римлян люди, выступавшие против «выбрасывания» младенцев и призывавшие воспитывать всех родившихся детей. Но всё же для большинства «оставление детей на произвол судьбы» считалось нормальным.
Среди тех, кто поддерживал практику «выбрасывания младенцев» были и философы, и врачи, и даже цари с императорами.
Один из самых знаменитых философов Древней Греции – Сократ задавался вопросом: «Стоит ли воспитывать дитя недостойное воспитания?».
Вслед за Сократом и его ученик Платон призывал «выбрасывать» незаконнорождённых детей и детей, родившихся у матерей старше сорока и отцов старше пятидесяти лет.
Даже первый в истории врач-«педиатр» – грек Соран Эфесский (нач. II века н.э.) в своем труде по акушерству, гинекологии и педиатрии целую главу посвятил перечислению критериев отбора детей, которых «стоит вскармливать» (то есть воспитывать). Эти критерии были очень суровы и если они действительно применялись на практике, то, надо полагать, «на выброс» шло огромное количество детей не соответствовавших критериям отбора.
От детей отказывались по разным причинам:
- бедняки из-за невозможности прокормить «лишний рот»;
- женщины, овдовевшие вовремя беременности, из-за нежелания воспитывать ребенка без мужа (к тому же, ребенок мог помешать их новому замужеству);
- незамужние женщины из-за стыда;
- мужчины, из-за подозрений своих жён в неверности (главы семейств не хотели воспитывать чужого ребёнка);
- рабыни по требованию господина, которому не нужен был раб-младенец или по собственному желанию, стремясь избавить своего ребенка от судьбы раба...
Но были и такие случаи, когда младенцев обрекали на смерть из-за суеверий:
- из-за «несчастливого» расположения звёзд во момент рождения малыша;
- из-за стихийного бедствия, случившегося одновременно с рождением ребенка (в этом случае виновным могли посчитать младенца);
- из-за страшного пророчества, данного оракулом о будущем ребенка...
Так, например, произошло с мифологическим царём Эдипом:
«...чуть родился, в стужу зимнюю
На черепице выбросили мальчика,
Чтоб, выросши, не стал отцеубийцей он...»
(Аристофан "Лягушки", 1190)
Но это уже история для взрослых.
Подпишись в раздел и слушай интересные истории Древнего мира