ПАРОВЫЕ МАШИНЫ

ПАРОВЫЕ МАШИНЫ

Паровая машина — тепловой поршневой двигатель, который осуществляет превращение энергии водяного пара в механическую энергию.

Использование паровой машины на паровозах, пароходах, локомобилях свидетельствовало о том, что это изобретение на протяжении 1,5 столетия являлось единственным универсальным двигателем, который не только выполнял возложенные на него задачи, но и ставил новые задачи перед научным знанием.

Согласно современной классификации выделяют паровые машины:

1)    по их назначению:
а)    стационарные;
б)    нестационарные;

2)    по расположению цилиндров:
а)    с вертикальным расположением;
б)    с горизонтальным расположением;
в)    с наклонным расположением;

3)    по значению давления используемого пара:
а)    с низким давлением;
б)    со средним давлением;
в)    с высоким давлением;

4)    по числу оборотов, совершаемых
валом:
а)    тихоходные (до 50 об/мин);
б)    быстроходные (свыше 50 об/мин).

Поршень перемещается при поступлении пара в цилиндр паровой машины. В 1763 г. проект паровой машины непрерывного действия был разработан И. И. Ползуновым. Паровая машина — это универсальный двигатель, созданный Джеймсом Уаттом в 1774—1784 гг. Паровая машина сыграла исключительную роль в прогрессе промышленности и транспорта, будучи первым и до конца XIX в. практически единственным универсальным двигателем.

Первая наиболее удачная попытка использовать энергию пара была предпринята в 1698 г. английским инженером Томасом Сэйвери. Данное изобретение явилось прототипом паровой машины, оно предназначалось для осушения угольных шахт. Приблизительно в то же время французский испытатель Дени Папен сконструировал аппарат, схожий с конструкцией Сэйвери. Так оба этих изобретателя внесли огромный вклад в создание паровой машины, но почему-то упоминание об их деятельности встречается крайне редко. Первая же паровая машина, в полном смысле этого выражения, была разработана в 1712 г. английским изобретателем Томасом Ныокменом. Паровая машина Ньюкмена сразу приобрела огромную популярность и стала использоваться повсеместно. Она сыграла огромную роль в развитии угольной промышленности. Но, несмотря на это, паровая машина Ньюкмена не была совершенным изобретением. Коэффициент полезного действия данной конструкции был минимален, а расход топлива оставлял желать лучшего. Рассказывая об истории создания паровой машины, нельзя не упомянуть русского изобретателя Ивана Ивановича Ползунова. К приведению в жизнь своего замысла Ползунов приступил в 1764 г. Но Иван Иванович не дожил до окончания испытаний своего изобретения. Окончательная проверка исправности действия паровой машины была проведена учениками Ползунова Черницыным и Левзиным, после чего машина была готова к повсеместной эксплуатации.