Pentium-233 MMX: ретрокомпьютер оперативкой не испортишь?

Извините за водяной знак, случайно включил его при съемке

Здравствуйте, дорогие подписчики и читатели!

Четыре года назад я рассказывал о том, как настраивал ретро-компьютер для DOS и ранних игр Win98. База представляет собой системный блок марки Acer. Благодаря естественному отбору (и гибели нескольких материнских плат) наконец-то появились материнские платы Intel P233MMX, Asus TXP4 на чипсете i430TX, видеокарта ATI 3D Rage II в сочетании с Voodoo 2 и недавно созданный клон звуковой карты AdLib. Недаром материнские платы TXP4 называют «находкой для ретро-компьютеров»: на них можно установить любой процессор Intel/IBM/AMD с разъемом Socket 7, питаемый от блока питания с разъемами AT и ATX, со встроенным процессором версии 1. USB-контроллер и Win98SE можно свободно использовать с флэш-накопителями и USB-мышами, а его память подходит как для модулей SIMM, так и для модулей DIMM (но не для обоих одновременно). Затем я решил установить максимальный объем оперативной памяти, предложенный спецификациями — 256 МБ и две полосы DIMM по 128 МБ. В конце 1990-х хороший компьютер на первом пне имел 16 Мб оперативной памяти, а хороший компьютер - 32 Мб. Сначала у меня был AMD X5-133 с 4 МБ, обновленный до 8 МБ, а затем, похоже, K6-200 с 8 или 16 МБ. Если есть возможность, почему бы не заняться экстремальным видом спорта прямо сейчас? На самом деле лучше этого не делать, о чем и говорится в этом комментарии.

Как мы все знаем, общая производительность вашего компьютера во многом зависит от кэша. Поколение Pentium MMX уже имеет два уровня кэша. Первый уровень L1 (кэш инструкций 16 КБ + кеш данных 16 КБ) состоял из самой быстрой и дорогой на тот момент памяти и располагался непосредственно на кристалле процессора.

Схема архитектуры Pentium MMX для прерывания длительного чтения ;-)

Кэш L2 объемом 512 КБ расположен непосредственно на материнской плате, но он также быстрее традиционной оперативной памяти и подключается напрямую к процессору. В результате наиболее часто используемые данные в оперативной памяти, такие как системные переменные, всегда находятся под рукой, и их можно извлечь до 10 раз быстрее, чем при доступе к стандартной памяти. Чипсеты эпохи Socket 7 уникальны тем, что они не могут кэшировать весь объем оперативной памяти, который официально позволяют устанавливать новые контроллеры памяти. В инструкции к предыдущей материнской плате этого компьютера, Acer V38X (которая убила для меня двух Voodoo нестандартным напряжением), четко указано, что сколько бы оперативной памяти вы ни установили, вы никогда не превысите 64 МБ кэша. В TXP4 об этом прямо не сказано, но на самом деле вполне вероятно, что ситуация такая же. Я смог четко проверить это и проведу дополнительное тестирование позже.

Если полностью отключить кэш L2, то компьютер с P233MMX станет средним 486-м по производительности (если еще и L1 отключить, то он будет даже слабее, чем 386SX).

Обратите внимание: Необычный мерч Intel времён Pentium II.

Этот прием полезен, когда вам нужно запустить очень старое программное обеспечение, чувствительное к производительности. Аналогичная ситуация, если включенный L2 не видит часть оперативной памяти — использование этих адресов приводит к потере производительности. Например, Win98 в силу внутренних алгоритмов всегда будет стремиться записывать системные переменные по старшим адресам, а моя материнская плата никогда их не кэширует. И не одна винда использует такие правила - так что потеря производительности это данность.

Недавно на Дзен вышел отличный видеообзор уважаемого Артура "СТАРЫЙ РОБОТ" (@Ar2r4eg) на тему "Какой компьютер для реверс-инжиниринга построить для себя", в котором автор специально обратил внимание на Опасности дополнительной оперативной памяти в первые дни система. Посмотрел, вспомнил об огромных 256 МБ на P233 и решил - больше не терпится! Я провел несколько экспериментов.

Не так уж и мало!

Скриншот выше — результат тестирования начальной конфигурации, 256 МБ ОЗУ и отключенного файла подкачки. Во всех тестах отключены тесты с текстурами размером 32 и 64 МБ, а остальные тесты включены. Разрешение 800x600, цвет 16 бит, графика Voodoo2. Во всех вариантах память работает на скорости доступа 60 нс.

Удаляем карту памяти на 128 МБ и временно не используем файл подкачки на жестком диске:

теперь меняем его на 2х32 МБ, включаем файл подкачки (иначе некоторые тесты перестанут запускаться):

Практика – главный критерий проверки истины!

Уменьшать его до 32 МБ или меньше редко стоит; более частое использование файла подкачки на жестком диске начнет давать о себе знать. В целом все подтвердилось — переход от максимально разрешенных 256 МБ к максимально кешируемым 64 МБ улучшил общую производительность примерно на 10%. Очевидно, что в некоторых случаях (когда программа хочет находиться по адресу как можно дальше) бонус будет значительно выше. Уменьшив память в 4 раза, мы ничего не теряем в плане функциональности, ведь.. игры, рассчитанные на поколение Socket 7, не требуют даже 64 МБ ОЗУ. Подозреваю, что некоторые из предыдущих глюков и сбоев этого компьютера (например, в играх Interstate'76 и Parkan) могли быть вызваны несварением чипсета из-за слишком большого объема памяти. Заготовки RW для этих игр теперь записываются чем-то другим, но мне придется когда-нибудь попробовать это еще раз.

Так что остается только пожелать всем умеренности и, конечно же, удачи. Спасибо за внимание и до новых встреч!

[Моя] IBM PC Pentium mmx3dfx3dmark Ретро-игра, длинная статья 6

Больше интересных статей здесь: О гаджетах.

Источник статьи: Pentium-233 MMX: ретрокомпьютер оперативкой не испортишь?.