ПЛАНЕР ИЗ ПЕНОПЛАСТА

ПЛАНЕР ИЗ ПЕНОПЛАСТА

Для постройки модели планера нужен мелкозернистый, плотный пенопласт белого цвета (марка — ПС-4) с объемным весом 0,04—0,045 г/см3. Пенопласт, имеющий неравномерную плотность и крупнопористое строение, для наших целей непригоден.

ПЛАНЕР ИЗ ПЕНОПЛАСТА

Крыло 1 (см. рис.) изготовляется из пластины толщиной 10 мм, имеющей размер 600х100 мм. Для изготовления фюзеляжа 2 потребуется пластина размером 560х75х10 мм, для горизонтального оперения 3 — пластина размером 260х70х3 мм. Разметив заготовки в соответствии с чертежом, их выпиливают лобзиком или вырезают острым тонким ножом, после чего крыло обрабатывают по профилю — сначала рашпилем, а затем и наждачной бумагой. Для того чтобы крыло соответствовало чертежу, нужно пользоваться контршаблоном. После изготовления крыла в фюзеляже делают фигурную прорезь для крыла: оно должно входить туда с некоторым усилием. Затем кончики крыла («ушки») надо симметрично отогнуть вверх. Это можно сделать двумя способами: нагрев крыло над пламенем газовой плиты (но чтобы пенопласт не подгорел) или сделав на верхней поверхности крыла небольшой клиновидный надрез, смазать его клеем, зажать в стапель и в таком положении высушить. Чтобы крыло приобрело необходимую жесткость, на эпоксидном клее или казеиновом вклеивается усиливающая передняя кромка 4. Нитроклей и смола ПН-1 непригодны: они растворяют пенопласт марки ПС-4.

Фюзеляж также следует усилить деревянной накладкой 5, которую приклеивают снизу фюзеляжа. По верхнему контуру, имеющему кривизну, фюзеляж оклеивается ватманом или полоской тонкой стеклоткани. Горизонтальное оперение 3 приклеивают к верхней (торцевой) стороне вертикального оперения (киля) 6. Чтобы модель хорошо летала, ее центр тяжести должен быть расположен, как показано на рисунке. Для этого к носовой части фюзеляжа необходимо прикрепить полоску свинца толщиной 2 мм, весом около 10 г. Изогнув эту полоску в соответствии с формой носика, модель помещают на ребро какой-либо планочки и добиваются равновесия, убавляя или прибавляя количество свинца. Затем полоску тщательно приклеивают к фюзеляжу.

Теперь планер можно собрать и испытать в полете. Крыло вставляется в прорезь фюзеляжа и фиксируется в среднем положении. Если в дальнейшем планер не будет разбираться, крыло нужно вклеить на свое место; если же его придется перевозить, лучше оставить его разборным. В этом случае можно сделать фиксирующую шпильку из алюминиевой проволоки или спички.

Первый запуск планера производится так: взяв его в руку под фюзеляжем и слегка наклонив носом вниз, несильным толчком посылаем вперед. Если регулировка сделана правильно, модель должна пролететь, плавно снижаясь, 10—15 метров и совершить посадку без крена и разворотов. Если модель будет сразу взмывать вверх, а затем падать, сваливаясь на крыло, надо прибавить груза на нос; если, наоборот, сразу клюнет носом — груз придется уменьшить. Небольшие отклонения от нормального полета устраняются подгибанием рулей, расположенных на хвостовом оперении, в ту или иную сторону.

При желании окрасить модель или нанести на нее какие-либо знаки, цифры и т. п. надо применять акварельные, гуашевые или масляные краски. Нитроэмалевыми красками пользоваться нельзя, так как они растворяют пенопласт.

Модель можно запускать не только с рук, но и с леера, на открытых площадках, в тихую погоду. Для запуска с леера придется в нижней части фюзеляжа, под крылом, вклеить проволочные крючки, показанные на рисунке пунктиром. Их можно сделать из толстой канцелярской скрепки. В качестве леера можно использовать катушечные нитки № 10 или капроновую рыболовную леску толщиной 0,2 — 0,25 мм, на конце которой привязываются проволочное колечко и небольшой флажок из тонкого яркого шелка. Флажок облегчит поиск леера после его падения на землю.

Запуск с леера производится подобно тому, как запускают змей. Запускающий должен иметь помощника. Он держит планер в руках до тех пор, пока не получит команду от запускающего, который, размотав 30—40 м леера, уходит с ним против ветра. После того как помощник выпустит модель из рук, запускающий бежит против ветра с такой скоростью, которая обеспечивает плавный подъем модели вверх. «Затянув» модель, надо сбросить леер. Иногда это происходит автоматически, при его ослаблении, чаще же приходится слегка дергать леер, чтобы сбросить колечко с крючка. Такое движение быстро осваивается и в дальнейшем выполняется безошибочно.

А. ЗАРЕЧНЕВ