Попалось очередное видео моего коллеги религиоведа, представляющее собой перевод лекции самого знаменитого сейчас библеиста - Барта Эрмана.
Барт Эрман пишет непредвзято исторически, но сознательно или нет, льет воду на мельницу полного обесценивания христианства как феномена. Он много внимания в своих книгах уделяет тому, как формировалось учение о личности Иисуса (человек/Бог/богочеловек), какие были разные группы христиан, как формировались сами тексты Нового Завета. Касательно исторического взгляда на вопрос, именно источников, и выстроенной по ним последовательности событий, он не уклоняется от фактов.
Однако, на мой взгляд, он не уделяет внимания другой стороне вопроса - способности чуть отойти в сторону посмотреть на феномен христианства не только изнутри, но и снаружи. Отдалиться и проанализировать целиком феномен христианства относительно языческого мира. И вот на этом фоне, куда объективней выглядят Гарнак, Ренан, Швейцер, Свенцицкая, Хазарзар и другие, кто понимая всю историческую и психологическую проблематичность рождения религии, тем не менее, сумели не пропустить главного - насколько ярким, в отношении духовной чистоты и идеалов, было это учение для античности. Но именно, если фокусироваться не на догматике, а на самом учении. Как собственно и заповедовал Христос (Евангелие от Матфея - гл. 7).
Почту память этих замечательных исследователей их фотографиями:
Слева направо: Адольф Гарнак, Ирина Сергеевна Свенцицкая, Руслан Хазарзар, Альберт Швейцер.Особенно нашим современникам я бы порекомендовала книги профессора исторических наук, главного библеиста СССР - И.С. Свенцицкой и уважаемого в академических кругах независимого исследователя, переводчика с древних языков - Руслана Хазарзара. Книга "Ранее христианство: страницы истории" хорошо восполняет пробелы Барта Эрмана - создает атмосферу жизни римской империи. А это позволяет совсем иначе взглянуть на роль христианства в истории.
Книги Ирины Сергеевны Свенцицкой.Книга Р. Хазарзара http://khazarzar.skeptik.net/bn/index.htmКритичный взгляд на христианство сформировать не сложно. Это лишь одна сторона медали. Все минусы современного церковного христианства, как религии прежде всего призывающей поверить в определенную догматику, очевидны. Людям изначально критического ума ближе буддизм, который призывает не верить, а заняться медитацией и проверить все свои состояния сознания. А, что ни говори - все уныния, радости, блаженства, инсайты, откровения - все они в сознании.
Но каковы же плюсы? Во-первых, христианство раннее, еще не церковное, отличалось скорее образом жизни, а не ритуально-догматической частью. У первых христиан не было даже храмов.
Обратите внимание: ТОП-8 лучших мониторов Samsung: рейтинг 2020 года, основные характеристики, плюсы и минусы + советы по выбору.
И между прочим, именно это им ставили в укор язычники. "Нет жертвоприношений животных и храмов" - форменное безобразие, а вместо этого какие-то сходки-агапы, с призывами нелицеприятия (и рабы и свободные за одним столом, и мужчины и женщины, а напомню, конкурентный митраизм был чисто мужским культом), взаимодоверия и взаимоподдержки. Говоря языком нашего мира - для надежности дело было лучше иметь с христианами, среди них, не было "кидалова", если только к ним в общину именно за тем, чтобы выгодно пристроиться, не попадали хитрецы. Такую ситуацию, со свойственным ему гениальным юмором, описал Лукиан в рассказе "О кончине перегрина".Во-вторых, учение, в котором львиную долю самого учения (Евангелий и посланий, составляющих Новый Завет) занимает этика социальных отношений, рефлексия над своими делами и помыслами, критика жречества (фарисеев).
И вот эта социальная и психологическая позиция ранних христиан и вызывает особый интерес. С одной стороны, когда человек задается вопросом "что, собственного, нового было в христианстве?" он вряд ли найдет что-то новое. Но тут мы впадаем в некоторую иллюзию. Это вроде как означает, что все было известно, все такие умные, все такие рефлексивные, гуманные, "ничего нового". В реальности, то, что содержится в Новом Завете не нового, то отнюдь не было общенародным. Оно было не ново для философов платоников, стоиков. А народная религия была совершенно иной. Она подразумевала лишь языческие культы, кровавые жертвоприношения, суеверия (на что отлично пожаловался Цицерон в трактате "О природе богов"). Античные интеллектуалы сами смеялись над верой в греческих, римских и заморских богов, действующих и мыслящих по образу и подобию человека, живущего порывами страстей и настроения. Для античных интеллектуалов, понимающих, как идеи рождаются и передаются, в этом процессе создания богов ничем не выделялся и христианский бог. Однако, от многих ускользал интересный факт - христианская мысль создала бога по образу идеального человека, вложив все добродетели и устранив пороки. И, конечно, такой Бог постепенно находил больший отклик в сердцах людей, в том числе образованных, читавших Платона, чем прочий ассортимент богов римской империи.
Задавали ли вы себе когда-нибудь интересный вопрос - какие еще есть тексты, написанные или имеющие хождение в Римской Империи в первые века нашей эры, по своему гуманистическому призыву сопоставимые с Новым Заветом?
И какие из них породили учения, в точно такой же мере распростравнишиеся среди масс, а не оставшиеся лишь достоянием, почитывающей философию, элиты?
Я не буду отвечать на эти вопросы сейчас, иначе какой смысл спрашивать)
Мне очень хотелось бы получить ответ от вас, дорогие читатели, если вы интересовались античностью.
Давайте обсудим. Какие сочинения античных авторов дохристианского периода вы бы смогли охарактеризовать как вселяющие в человека: веру в справедливость, доброту, поиск истины, классовое и гендерное равенство?
***
Другие статьи на эту тему:
Реалистичное и идеальное. И неожиданные повороты мысли в истории библеистики.
Полемика: Стереотипы о роли христианства в истории. Истоки идей о ценности личности и равноправии.
Является ли религия необходимым элементом цивилизации?
#христианство #религия #религия философия наука #история древнего мира #история #социальные проблемы #социум #философия #философия жизни #эзотерика
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Плюсы и минусы раннего христианства.