Всем известна история, как шведский король Густав II Адольф возомнил себя инженером и упорно вмешивался в процесс строительства своего флагмана "Ваза". По итогу корабль оказался перегружен при крайне малой остойчивости и перевернулся рядом с причальной стенкой. Так что проект вышел дорогостоящим и бесполезным. Хотя стоит признать, что такое случалось и раньше – бесполезные по итогу проекты. Правда, они проходили с заметно меньшей помпой.

В начале XV столетия Генриху V в Англии приходилось туго – постоянно требовалось что-то изобретать против соседей, поскольку вовсю шла Столетняя война и жители материка изрядно беспокоили. И Генрих, чтобы обуздать врага на море, затеял строительство небывалого по мощи флота. Собственно, речь шла о четырех кораблях, невиданных до той поры в Европе размеров. Конечно, китайцев эти габариты бы только рассмешили (там уже наловчились строить огромные джонки метров по 120 в длину и четверть этого в ширину), но французов эта сила впечатляла – все же каракка длиной в 60 м по продольной оси (около сорока по килю) выглядела сурово (внушала, так сказать). Последним из реализованных в серии и самый большой из систершипов оказался корабль, получивший имя "Грейс Дью" (Благодать Божья на языке средневековой английской знати). Он же оказался и самым дорогим в той партии.

Строительство началось в 1416, а летом 1418 судно спустили на воду. И хотя внятных описаний не сохранилось (даже непонятно количество мачт – две или три), все же известно, что корабль считался чудом техники в ту пору. В документах стояла грузоподъемность в 1400 тонн и многие скептики поздних времен считали эту цифру преувеличением. Мол, опечатка, а на деле 400 тонн всего. Обшивка корпуса состояла из трех слоев дубовых досок, расположенных с нахлестом (клинкерная обшивка). К осени корабль достроили и сдали заказчику.

Почему самый крупный корабль средневековой Европы ни разу не вступил в бой

Пушек на корабле имелось всего три – все довольно скромного калибра и располагались они на палубе. Зато огромная носовая надстройка поднималась так высоко, что гарантировала преимущество при абордаже с любым существующим на тот момент кораблем. Так что, как ни крути, корабль вышел грозный, хоть по правилам того времени его вооружение и исчислялось не в количестве и калибре пушек, а в солидном запасе на борту луков и арбалетов – иначе тогда и не воевали.

Но к тому моменту французов в проливе разогнали и сражаться на море стало как-то не с кем. Поэтому новый корабль отправили в тогдашнюю военно-морскую базу королевства – в затон на реке Хэмбл, куда его отвели на буксире. И поставили на консервацию, выделив для охраны сторожа.

За двадцать с лишним лет хранения корабль не потребовался и простоял на приколе. А в 1439 году в одну из летних ночей, в грозу, сгорел. Считается, что в него попала молния. Хотя уже тогда выдвигали гипотезу, что сторож разворовал вверенное ему имущество, а потом дождался подходящей погоды и запалил "Благодать", чтобы скрыть грехи. Так что дело темное.

Частично корпус корабля отстояли, что позволило позднее снять с него 7 тонн разного железа и что-то из деревянных элементов, еще годных в дело. А оставшуюся скорлупу сначала вроде бы разбирали на дрова, а потом и вовсе забросили. По итогу то, что осталось, ушло под воду и потихоньку затянулось илом.

Река там не сильно глубока, так что остатки корабля в сильно засушливый год проступают и сейчас. Любопытно, но долгие годы считалось, что это корпус корабля викингов. И даже когда в начале XIX века из ила добыли носовую скульптуру, изображавшую льва на задних лапах, все равно приписали его скандинавской традиции. Лев, кстати, простоял у кого-то в саду под открытым небом, пока не сгнил окончательно, и его в 1813 году отправили на дрова.

Почему самый крупный корабль средневековой Европы ни разу не вступил в бой

В 1874 году владелец участка провел какие-то работы, назвав их раскопками. Что-то отправили в музей (куски досок), остальное пустили на изготовление сувениров. В 1883 судном заинтересовались газетчики, но крайне робко и неуверенно. В 1899 уже местное историческое общество затеяло подобие раскопок, в результате которых добыли еще немного обшивки и отправили ее в другой музей. Примерно тогда же отдельные специалисты решили, что это торговое судно начала XIX столетия. Хотя большинство знатоков продолжало настаивать на нормандской версии.

В 1933 все же обмерили остатки судна и математически вывели, что корпус соответствует данным о "Грейс Дью". И что его грузоподъемность действительно 1400 тонн. А в 1952 году куски дерева из музея подвергли дендрохронологическому анализу, который уверенно указал на самое начало XV столетия. Так что версия с викингами перестала быть актуальной.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

А останки корабля и сегодня покоятся на дне реки. Nакже в сухой год, при малой воде их можно разглядеть. Остатки самого большого корабля Европы той поры, построенного с нуля как боевого – до того часто военные посудины перестраивались из торговых судов. А эту серию проектировали сразу для военных целей, постепенно наращивая тоннаж от корабля к кораблю. Но вот не пригодилось. Хотя предшественники повоевали, перевозя войска через пролив и захватывая французские призы, арендованные у Генуи.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала