Советский Союз оказался невероятно богат на всевозможных механических монстров. Ну и просто неиссякаемый источник проектов разной степени зрелищности, которые только можно представить на страницах фантастических книг. Но точно не в реальности.
Писать сегодня об этом собственно и не хотелось, но идея уж больно интересная, да еще наделавшая много шума среди звездно-полосатых соседей. Речь идет о нулевом поезде».
Ядерная колея
запугивание непартнеров ядерной дубинкой во все времена считалось делом благородным. Тут и мобильные комплексы "Ярс" и "Тополь", и обычные прогулки наших подлодок у берегов США, и "Калибры" в ИСО-контейнерах. Всего не перечислить.
В 20 веке такой головной болью американцев был атомный поезд - целый поезд, в вагонах которого были спрятаны межконтинентальные ракеты. Проект был задуман в начале 1960-х, но тогда это казалось невозможным. В первую очередь меня смутил вес состава. Учитывая, что там тогда базировался ракетный комплекс «Молодеть», где стартовая масса ракеты составляла 105 тонн, рельсовому пути пришел бы неизбежный конец.
запуск ракеты прямо из машины также был невозможен. А развертывание временной механической платформы для высотного пуска слишком долго, дорого и ненадежно.
Но есть ли что-нибудь невозможное для советских инженеров? В 1987 году атомный поезд все же поступил на боевую службу.
Решение проблем
Поезд не мог выйти на железные дороги страны, он был слишком тяжелым.
Обратите внимание: Страшный астероид, похожий на человеческий череп, возвращается к Земле.
Вместо этого тщательно укрепили насыпи в районе базирования ракетных комплексов, а рельсы и шпалы заменили на более прочные.По официальным документам радиус патрулирования составлял 1500 км, но в реальности мог быть намного больше. Мы любим сюрпризы.
Проблема с загрузкой также была изящно решена. По команде поезд остановился, крыша вагона открылась, и ракета вошла в вертикальное положение. Интересно, что маршевый двигатель включался не сразу, а на высоте 20-30 м, после чего ракеты единым строем уходили на запад.
Отдельно разрабатывался и состав боевого комплекса — внешне он был почти неотличим от обычного, разве что его тянули специально модернизированные М62 с квадратными фонарями.
Побежденный монстр
Грозное оружие путешествовало по железным дорогам страны до 1991 года, каждый раз избегая взоров американских спутников. Но по приказу Горбачева такие патрули были отменены. Ракеты находились исключительно на боевом дежурстве в точке развертывания, что полностью сводило на нет все преимущества ядерного состава.
После того, как Ельцин подписал договор СНВ-2, все поезда, оставшиеся в России, пошли под нож. Уцелели только два, один из которых сейчас можно увидеть в железнодорожном музее у Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.
Второе рождение
Оставим в стороне печальные годы, когда страна справлялась с последствиями правления Ельцина. Но сегодня известно, что атомные поезда снова возвращаются к жизни. Информации о них очень мало, и это понятно - секретность на первом месте. Да и финансирование идет в основном на уже испытанные ракеты шахтного базирования.
Известно только, что новые атомопоезда замаскированы под рефрижераторы и несут межконтинентальные баллистические ракеты Ярс. Состав стал намного легче, а количество ракет увеличилось до 6 штук (3 у предшественника).
В 2020 году было объявлено, что развертывание первого комплекса возможно в течение 5 лет. В 2021 году информация подтвердилась по официальным каналам Минобороны.
Так или иначе, но годный поезд будет. Ситуация в мире за последние полтора года прямо говорит о необходимости всестороннего развития РВСН, включая не только штатное вооружение, но и вот такие железнодорожные сюрпризы.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Поезд Судного дня возвращается на рельсы.