Промежуток времени между ветхим и новым заветами

I. ВВОДНОЕ СЛОВО – ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ – ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Между Ветхим и Новым Заветами лежит исторический разрыв в 400 лет. За эти столетия Греция создала свои шедевры литературы и искусства, Александр Македонский распространил силу греческого оружия и благотворную силу греческого искусства на всю Западную Азию, в то время как Рим из пограничного города на Тибре вырос в обширную “средиземноморскую державу”, строительством дорог, широким распространением римских законов и римской цивилизации неосознанно готовя путь для величественного шествия по миру Божьего царства праведности. Но молчал в это время голос еврейского пророка и бездействовало перо вдохновенного историка. Наше знание еврейской истории этого периода мы черпаем, главным образом, из трех источников, а именно:

1. Из апокрифических книг Ветхого Завета. Это иудейские писания того периода, нечто вроде невдохновленного свыше дополнения к Ветхому Завету. Они проливают значительный свет на историю того времени, но стоят намного ниже канонических книг. В то время как египетские памятники, вавилонские кирпичи с начертаниями на них, глиняные таблички Ниневии и множество других свидетельств все более и более подтверждают историческую достоверность Писания, апокрифические книги, как доказано, изобилуют анахронизмами и другими историческими и географическими неточностями. С исторической точки зрения наибольшую ценность из всех апокрифов представляет Первая книга Маккавейская.

2. Из трудов Иосифа Флавия. Иосиф Флавий, иудейский историк, родился в 37 г. н.э. Он пережил осаду и разрушение Иерусалима Титом и написал две значительные работы: “Древности иудейские” - полную историю, начиная от сотворения, и “О войне иудейской” - историю его народа, начиная с 170 г. до н.э. по современный ему период времени.

3. Из трудов греческих и римских писателей.

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Политическая история охватывает шесть периодов: (1) персидский, (2) македонский, (3) египетский, (4) сирийский, (5) маккавейский, или независимости, (6) римский.

1. Персидский период (538-332 гг. до н.э.). Этот период начинается с захвата Вавилона Киром Великим с последующей передачей иудеев под власть Персии, поэтому в ветхозаветной истории большая часть его относится к периоду после пленения. Находясь под властью персов, иудеи обычно управлялись своими собственными первосвященниками, подчинявшимися сирийскому сатрапу, или губернатору. В основном, персидское правление было мягким. Трудности создавали самаряне. Они, следует помнить, были остатком десяти племен, смешанным с перемещенными в Палестину ассирийцами. Их число часто пополняли отступники-иудеи, одним из которых был священник по имени Манассия, построивший храм на горе Гаризим около 400 г. до н.э. (ср. Ин. 4:20). Самаряне имели Пятикнижие, верили в Бога, совершали жертвоприношения и ждали прихода Мессии. Их религию можно описать, как выродившийся иудаизм.

2. Македонский период (332-323 гг. до н.э.). Весной 334 г. Александр Македонский вошел в Азию, где осуществил ряд беспримерных завоеваний. Разгромив Дария близ Граника и Иссы и захватив Тир после упорного сопротивления, продолжавшегося семь месяцев, он устремился через Палестину в Египет. Иосиф Флавий интересно рассказывает, как Иаддуй, первосвященник, вышел во главе процессии за ворота Иерусалима навстречу Александру, как Александр при виде этого зрелища проявил необычное почтение, как он пощадил город, не подвергнув его обычному в таких случаях разграблению, как вошел в храм и поклонился иудейскому Богу, и как он объяснил военачальникам свое необычное поведение тем, что еще в Македонии видел во сне этого самого первосвященника, который сказал ему, что он завоюет персов. Во всяком случае, Александр и его преемники, похоже, высоко оценили достоинства иудеев, предоставив иудейским поселенцам на Ниле такие привилегии, что Александрия вскоре стала центром большой иудейской колонии и прославленным местом иудейской учености.

3. Египетский период (323-204 гг. до н.э.). Александр умер в Вавилоне в 323 г. до н.э. После 20 лет беспорядочной борьбы между его верховными командующими за раздел империи начали появляться некоторые намеки на установление порядка. Селевку досталась большая часть азиатских провинций. Оставив без внимания древние восточные столицы, такие как Сузы, Вавилон и Дамаск, он основал на Оронте, близ Средиземного моря, великолепную столицу Антиохию. Оттуда в течение двух с половиной столетий Селевкиды (потомки Селевка) правили богатым сирийским царством, и здесь же на протяжении еще нескольких веков были сосредоточены богатство и культура Азии.

Птолемей получил Египет с его новой столицей Александрией, которая быстро стала торговым и литературным центром всего Востока. Эти два царства и их столицы постоянно соперничали друг с другом. Первым делом Птолемей отобрал Палестину у Селевка. Столетие под властью Птолемеев было для иудеев, в основном, периодом процветания. Самым значительным событием того времени был перевод Писаний с древнееврейского языка на греческий для знаменитой александрийской библиотеки. Работа была выполнена по приказу Птолемея Филадельфа и известна под названием Септуагинта по традиционному числу переводчиков.

4. Сирийский период (204-167 гг. до н.э.). Палестина опять стала лакомым куском в борьбе между соперничающими державами. Селевкиды, в конце концов, отвоевали эту землю у Птолемеев. Период сирийского владычества был самым темным и в то же время самым славным в течение всех этих четырехсот лет. Селевкиды были распутными тиранами, но из всех них самой дурной славой пользовался Антиох Епифан (175-164 гг. до н.э.). Возвращаясь однажды после поражения в Египте, он излил свою месть на Иерусалим. Он устроил резню, в которой погибло сорок тысяч человек, разграбил храм и надругался над религиозным чувством иудеев, принеся в жертву на алтаре свинью и обрызгав храм внутри жидкостью, в которой варилась часть этого нечистого животного. Всеми средствами он стремился вытравить еврейскую религию и дух, обратив народ в греков. Он закрыл храм и под страхом смерти запретил иудейскую религию. Многие геройски предпочитали жертвовать жизнью, но не верой. Вождями в этом героическом сопротивлении стали священники-патриоты из одной семьи, известные под именем Маккавеев.

5. Маккавейский период (167-63 гг. до н.э.). Война за независимость была начата престарелым священником по имени Маттафий и продолжалась в течение 30 лет его сыновьями. Иуда выиграл в один год пять сражений у противника, превосходившего его по численности в десять раз, за что удостоился прозвища “Маккавей” (Молот), которое перешло на всю семью. Иуда имел такой успех, что ему удалось заново открыть, очистить и посвятить храм, в честь чего был установлен праздник обновления (Ин. 10:22). Иуда погиб в сражении, но дававшаяся с таким трудом независимость была, наконец, завоевана его братом Симоном и признана сирийцами.

Обратите внимание: История и интересные факты о времени.

Иоанн Гиркан, сын Симона, стал его преемником и получил титул царя. Таким образом, было основано хасмонейское (асмонейское) царство, по имени Хасмонея (Асмонея), предка Маккавеев.

6. Римский период (63 г. до н.э. - 70 г. н.э., от завоевания Иерусалима Помпеем до его разрушения Титом). Последние годы маккавейского периода были годами отвратительного гражданского раздора. Многочисленные члены семьи Хасмонеев включились в борьбу за трон, и летописи запестрели позорными пятнами заговоров и контрзаговоров, взаимных убийств и обращений за помощью к Риму, переживавшему в то время период подъема. В 63 г. до н.э. Помпей Великий по завершении третьей Митридатовой войны повел свои победоносные легионы в Сирию, где положил конец царству Селевкидов, захватив Иерусалим и потушив последние искры надежды иудеев на независимую политическую жизнь. В течение еще некоторого времени после этого Хасмонеи продолжали быть местными правителями, подчиняясь, через римского губернатора Сирии, деспотической власти, исходившей с берегов Тибра.

Семья Ирода. Но вот на авансцену выходит новая сила, имя которой - Ирод. И с этого момента в течение столетия семья Ирода играет ведущую роль в истории иудеев. Это было важное столетие, ставшее свидетелем рождения и работы Иисуса Христа и основания Церкви. Ирод Великий (37 г. до н.э. - 4 г. н.э.) был родом из Идумеи (Едома). В 47 г. до н.э. его отец Антипатр был произведен в префекты Иудеи. В то же время Ирод был поставлен префектом Галилеи. В 40 г. до н.э. римский сенат назначил его царем Иудеи, но он должен был завоевать свое царство, что он и сделал к 37 г. до н.э. Он женился на Мариамне, внучке иудейского священника-царя Гиркана, таким образом объединив свои собственные притязания на трон с притязаниями на него со стороны хасмонейского рода. Ирод был на редкость талантливым правителем, но его пороки перекрывали все его таланты. Он был неразборчив в средствах, чрезвычайно распущен и болезненно подозрителен. Многие пали жертвой его роковой подозрительности: свекровь, зять, два сына и его собственная прекрасная Мариамна. Он навлек на себя ненависть иудеев, введя скачки и другие греческие обычаи в Иерусалиме. Чтобы оправдаться за это в их глазах, он перестроил храм, сделав его намного больше, чем храм Соломона, и намного богаче, чем храм Зоровавеля. Он также перестроил старый город Самарию, дав ему имя Севаста, и основал новый город Кесарию, сделав его политической столицей Палестины. Несмотря на то, что его трон купался в крови его родственников, он придал царству самое большое внешнее великолепие, которое оно когда-либо знало, за исключением времени царствования Давида и Соломона. И все же это материальное великолепие не могло закрыть глаза иудеев, гордых своим родословием и своим славным прошлым, на тот факт, что они были покоренным народом. Пусть их цепи были позолочены, они все равно оставались цепями. Ирод сам был чужестранцем, и правил он, как представитель другого чужого народа. Скинии Давидовой, по сути, уже не существовало: она пала, и те, кто сохранил дух избранничества нации, “Израиль в Израиле”, искали и с нетерпением ждали того, кто бы восстановил и устроил ее, как в дни древние (Амос 9:11).

III. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ И ОБЫЧАЯХ

1. Род занятий. Евреи изначально были земледельцами и скотоводами. В дни Соломона и некоторых более поздних царей они, до некоторой степени, занимались торговлей с другими странами. Но широкое рассеяние их, начиная со времен пленения и после превратила их в нацию торговцев. Характерную эту черту они не потеряли и по сей день.

2. Язык. Язык со времени пленения также претерпел значительные изменения. В него проникли халдейские, сирийские и персидские формы, и через столетия результат получился подобным тому, что имел место в Италии после нашествия варваров. Современный итальянский - это не классический латинский язык, хотя корни его именно в нем. Подобным же образом классический древнееврейский превратился в мертвый язык, и к началу христианской эры общепринятым в Палестине стало арамейское наречие.

3. Религия. Вот, вкратце, какие изменения произошли в религии:

а) Идолопоклонство исчезло навсегда. До пленения мы отмечали их постоянную тенденцию перенимать языческие культы, распространенные среди соседних народов. Она, наконец, уступила место ревностному отрицанию всего, что имело хоть оттенок язычества.

б) Появление синагог. В Ветхом Завете мы не находим упоминания о синагоге. Возможно, она возникла во время пленения в отсутствие храмовых служб. Чтобы открыть синагогу, достаточно было десяти человек. В Иерусалиме их были сотни, и множество - в больших городах империи. Служба состояла в ежедневных молитвах в часы ежедневных жертвоприношений, субботних чтениях и толковании Писаний с заключительным благословением.

в) Возникновение иудейских сект. Это были (1) фарисеи, которые придерживались устного закона Моисея, передаваемого из поколения в поколение и равного по значению письменному закону. Они крепко держались доктрины воскресения и будущей жизни; они были непреклонными сепаратистами, противившимися внедрению обычаев других народов. В общем, они представляли лучшую часть нации, которая сохраняла национальные отличительные черты среди сил, работавших на разрушение. (2) Саддукеи. Они придерживались противоположных фарисеям взглядов по всем перечисленным выше пунктам, отрицая авторитет устного закона, отрицая воскресение и будущую жизнь и выступая за свободные сношения с соседними народами с их обычаями и идеями. Они были политиками, приветствовавшими добрые отношения с римлянами. Первосвященник обычно был из партии саддукеев. (3) Ессеи были небольшой сектой аскетов, удалившихся от общества, соблюдавших безбрачие и проводивших время в созерцании. Это были иудейские отшельники. Такова была земля, таково было состояние нации накануне самой великой эры в мире. Плотская сторона Авраамова завета уже давно достигла и прошла пик своего развития. Духовная же сторона, столь долго находившаяся в тени, но все более и более из века в век подчеркиваемая великими пророками, стояла на пороге самого полного исполнения. Колючий стебель иудаизма окреп и готов был расцвести в мировую духовную религию Иисуса Христа.

Промежуток времени между ветхим и новым заветамиСБОРНИК УРОКОВ: КНИГИ БИБЛИИС Богом по жизни31 декабря 2021

#история #история древнего мира #история израиля #христианство #история древнего востока #религия #израиль #библия

Еще по теме здесь: История.

Источник: Промежуток времени между ветхим и новым заветами.

Написать комментарий