Многие из вас, наверное, видели электромеханические игрушки: автомобили, планетоходы, зверюшек, которые меняют направление движения, поворачиваются на месте, издают звуки, повинуясь нажатию кнопки на небольшом пульте, соединенном с игрушкой электрическим проводом. Когда нажимают кнопку, замыкается электрическая цепь, и по ней от батарейки или аккумулятора идет ток к электродвигателю, который вращает колеса и поворачивает руль игрушки. Точно так же управляют полетом модели самолета или планера. На авиамодели установлен радиоприемник, а радиопередатчик находится на Земле. Поступающие от радиопередатчика сигналы в виде радиоволн усиливаются и подаются к миниатюрным электродвигателям или электромагнитам, которые приводят в действие рули высоты и поворота, заставляя модель менять направление своего полета.
На сборочном конвейере автомобильного завода стоит почти собранный автомобиль. Остается установить двигатель. Мощный кран, как пушинку, подносит двигатель массой в несколько сотен килограммов, плавно разворачивает его и опускает на свое место. А управляет краном оператор, который стоит тут же у конвейера. Он не двигает рычагами, не вращает маховики. В руке он держит небольшую металлическую коробку с несколькими кнопками. Оператор нажимает кнопки, и кран движется вперед, назад, влево или вправо, поднимает или опускает груз. Кран приводится в действие несколькими электродвигателями. Нажимая кнопку, оператор включает электродвигатель и тем заставляет работать кран.
В кабине лифта вы нажимаете кнопку, и лифт плавно поднимается на нужный этаж. В этом случае сигнал о подъеме лифта от кнопки подается не на электродвигатель, а на реле, которое срабатывает и включает электродвигатель, расположенный под крышей здания.
Такое управление на расстоянии называется дистанционным. Применяют его там, где неудобно или невозможно использовать обычные способы управления: на промышленных предприятиях и стройках при управлении подъемными кранами; на атомных электростанциях при работе с механизмами, которые размещаются в помещениях с повышенным уровнем радиации; на железнодорожных узлах для перевода железнодорожных стрелок; на электростанциях для регулирования режима работы турбин и электрических генераторов. При дистанционном управлении для каждого сигнала (или для каждого управляемого объекта) выделяется своя линия связи. Сколько объектов, столько и линий связи. Поэтому, если
управляемых объектов достаточно много и передаваемые сигналы разнообразны, дистанционное управление становится нецелесообразным из-за очень большого числа линий связи, В этих случаях применяют телемеханическое управление (см. Телемеханика), при котором все или большинство сигналов передаются по одной линии (каналу) связи в закодированном виде.