Коллектор — это часть электрической машины, которая вращает механический преобразователь частоты присоединяющего поочередно к неподвижной электрической цепи группу секций обмотки якоря электрической машины. Неподвижной частью коллектора являются электротехнические щетки, присоединенные через щеткодержатели к неподвижной электрической цепи.
Коллектор напоминает собой вращающееся тело, состоящее из изолированных медных пластин с присоединенными секциями якорной обмотки. Коллекторы бывают цилиндрические и дисковые. Пластины изолируются друг от друга миканитовыми прокладками, закрепленными двумя конусными шайбами. Данные шайбы крепятся втулкой и кольцевой гайкой и лишь изредка — при помощи шпилек. В машинах с малой мощностью пластины запрессовываются в пластмассу, а в машинах мощностью свыше 25 кВт и при скорости вращения больше 3000 об/мин — с помощью стальных бандажных колец, насаженных на цилиндрическую или коническую втулку. В крупных электрических машинах коллектор может быть двойным или тройным, тогда пластины соединяются проводящими перемычками.
Секции вращающейся обмотки впаиваются в специальную прорезь на пластине. Стоимость коллектора бывает завышенной из-за сложности изготовления, из-за расхода проводниковой меди. Коллектор требует постоянного наблюдения, так как щетки могут искриться из-за неравномерности износа. Из-за этих недостатков иногда коллектор заменяют полупроводниковыми выпрямителями тока. Коллектор является составной частью генератора постоянного тока, двигателя постоянного тока, одноякорного преобразователя, коллекторного двигателя переменного тока и коллекторных генераторов, т. е. электрических машин, работающих в генераторном режиме.