Крылатая ракета — беспилотный управляемый летательный аппарат, имеющий несущие поверхности (крылья), которые при полете в атмосфере создают аэродинамическую подъемную силу.
На крылатых ракетах используются двигатели или ракетные (жидкостные, твердотопливные), или воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие). Состоят на вооружении армий многих государств.
Крылатая ракета имеет длину около 6 м, размах крыла 2,54 м, диаметр корпуса 0,53 м. Крылатые ракеты могут выполняться по самостоятельной схеме с плоским крылом (они будут маломаневренными, иметь дозвуковую скорость и совершать полет на небольших высотах) или с крестообразным крылом и оперением (это уже высокоманевренные, служащие для поражения подвижных целей).
Вместо боевой части, мощность которой варьируется, на крылатых ракетах может быть установлена аппаратура разведки. Их запуск может осуществляться в любое время суток и при любых метеорологических условиях со специальных пусковых установок:
1) с атомных подводных лодок и надводных кораблей;
2) со стратегических бомбардировщиков;
3) с наземных мобильных пусковых установок.
Современные крылатые ракеты оснащаются комбинированной системой управления, которая включает в себя инерциальную и корреляционную системы, которые обеспечивают высокую точность попадания в цель. Небольшие размеры крылатых ракет, возможность их полета на относительно малых высотах (30 м) с огибанием рельефа местности, слабой поверхностью рассеяния вызывают сложности в борьбе с ними.
К крылатым ракетам относятся авиационные, зенитные, противокорабельные, противолодочные и противотанковые ракеты в стратегическом (стартовая масса до 1225 кг, длительность полета 2500 км, скорость полета 800—900 км/ч, мощность ядерной боевой части 200 кг) и тактическом (дальность полета 500 км, снаряжение боевой части 500 кг, отсутствие дополнительных топливных баков) вариантах.
Впервые крылатые ракеты были применены Германией во время Второй мировой войны под названием «самолет-снаряд “ФАУ-1”». В нашей стране управляемая крылатая ракета была разработана в 1934—1938 гг. под руководством С. П. Королева. Ракета класса «земля — земля» имела жидкий ракетный двигатель, среднерасположенное трапециевидное крыло. Стартовая масса равнялась 210 кг, масса топлива (азотная кислота и керосин) составляла 30 кг, на борту находилось 30 кг полезного груза. Длина ракеты достигала 3 м.
Дальность ее полета — около 50 км. Для стабилизации и управления в полете ракета была снабжена гироавтоматом. На старт была выведена с помощью пороховой ракетной катапульты с рельсового пути 29 января 1939 г.