После того как вы заготовили все необходимые материалы, сделали основные детали, узлы модели — пора приступать к сборке. Для этого вам придется организовать небольшой сборочный цех. Он вполне разместится ца вашем столе или верстаке. В процессе сборки модели вам придется паять, клеить, клепать, пользоваться необходимыми для этого инструментами и материалами.
Начнем по порядку. Корпуса многих моделей (в частности, авто- и судомоделей) часто спаивают из отдельных жестяных панелей. Для сборки вам потребуется паяльник мощностью 50—100 Вт, паяльная кислота (хлористый цинк — его можно получить, «растворив» в соляной кислоте кусочки цинка; при этом надо помнить, что с кислотой следует обращаться осторожно) или паяльная паста, а также припой ПОС-40 или ПОС-60.
Процесс пайки сравнительно не сложен.
Контактные поверхности предварительно залуживают: на них кисточкой наносится паяльная кислота, а затем разогретым паяльником и припой. После этого достаточно совместить детали, сжать и прогреть жалом паяльника. При необходимости в контактную зону вводится дополнительная порция припоя. После спайки детали протирают тряпочкой, смоченной раствором питьевой соды, а затем споласкивают водой.
В последние годы наиболее технологичным способом изготовления корпусов моделей считается выклейка их из ткани и эпоксидной смолы. Прежде всего об эпоксидной смоле — это густая и вязкая жидкость. При добавлении в нее другой жидкости (отвердителя в соотношении 7 частей смолы на 1 часть отвердителя) происходит процесс полимеризации, и смола становится похожей на органическое стекло янтарного цвета.
Наиболее простым (но не лучшим) является способ наружной обклейки. Прежде всего нужно сделать болванку из деревянного бруска подходящих размеров. Чтобы оболочка не приклеилась к ее поверхности, на болванку наносят восковую паркетную мастику и тщательно полируют. Далее последовательно слой за слоем на болванку наклеивают кусочки ткани и притирают их жесткой кистью. Для корпуса небольшой модели достаточно 5—6 слоев ткани. Когда смола полностью отвердевает, корпус снимают с болванки, шпаклюют, вышкуривают и окрашивают.
Другой способ, позволяющий получить корпус модели в готовом виде, — выклейка по матрице. Здесь также понадобится болванка, но она выделывается гораздо тщательнее, чем в первом случае. На ней прорабатываются все мелкие детали, выступы, впадины, отбортовки и т. п. Болванку шпаклюют, вышкуривают и окрашивают, а затем на нее наносят тонкий слой вазелина. После этого из ткани и эпоксидной смолы и гипса делается матрица — точный «отпечаток» корпуса. По матрице и выклеивается корпус модели, причем он будет полностью соответствовать болванке.
Эпоксидная смола является универсальным клеем, которым можно соединять части моделей из дерева, металла, пластмасс. Единственное условие — поверхности деталей должны быть тщательно обезжирены чистым бензином или ацетоном. При работе со смолой необходимо соблюдать осторожность: работать только в резиновых перчатках, в хорошо проветренном помещении, а летом — на открытом воздухе или у распахнутого окна.
Для сборки многих моделей требуется так называемый стапель. Стапель для сборки, например, судомоделей представляет собой лист древесностружечной плиты или толстой фанеры с прикрепленными к нему шаблонами шпангоутов — поперечных сечений корпуса (см. Судно), На таком стапеле не только собирают модель, — по нему также (если он выполнен достаточно аккуратно) контролируют правильность изготовления корпуса, соответствие его чертежу.
Стапелем для сборки крыла авиамодели служит лист фанеры с нанесенным на него контуром крыла, лонжеронами и нервюрами (см. Самолет). Для того чтобы при сборке тонкие рейки не прилипали к стапелю, его затягивают целлофаном или полиэтиленовой пленкой. Далее небольшими гвоздиками на плазу (см. Конструирование моделей) фиксируют элементы продольного набора — лонжерон, носик и законцовку крыла, а затем подгоняют к ним заранее сделанные элементы поперечного набора — нервюры. Стыки промазывают клеем — эпоксидным, казеиновым или эмалитом.
При сборке моделей широко применяют резьбовые соединения. Причем чаще всего моделисты пользуются стандартными винтами, а в деталях сами делают резьбовые отверствия. Для нарезки резьбы в отверстиях существует специальный инструмент — метчик. Предварительно в детали высверливается отверстие диаметром несколько меньшим, чем номинальный размер резьбы, а затем первым метчиком с помощью воротка предварительно прорезается резьба. Эту же операцию повторяют со вторым и третьим метчиками. Не забудьте при нарезании резьбы в стальных деталях смазывать режущий инструмент машинным маслом, а если деталь изготовлена из алюминия, то лучше для этой цели использовать скипидар.
Очень часто для соединения деталей из листового металла применяется клепка. В этом случае нужны дрель со сверлом, обжимка и молоток. Отверстия в соединяемых между собой листах засверливаются одновременно. Затем отверстия раззенковываются (если заклепка с потайной головкой), и в них вставляются заклепки. Головка заклепки устанавливается на зажатую в тисках обжимку, и легкими, ударами молотка образуется замыкающая головка. Тонкие детали удобнее соединять не заклепками, а кусочками мягкой алюминиевой проволоки.
Заключительный этап сборки — проверка взаимодействия деталей и узлов, отладка двигателя, контроль правильности выполнения электрических соединений. И если все в порядке — модель к старту готова.