ТРАКТОРЫ

ТРАКТОРЫ

Трактор — самодвижущаяся колесная или гусеничная машина, предназначенная для сельскохозяйственных, строительно-дорожных, землеройных, транспортных и других работ.

В сельском хозяйстве трактор применяют главным образом для перемещения машин и орудий: плуга, сеялки, бороны и т. п. Кроме того, трактор приводит в действие рабочие органы соединенных с ним машин (см. Машинно-тракторный агрегат и агрегатирование).

В 1888 г. русский механик Ф. А. Блинов сконструировал и построил гусеничный трактор, установив на него 2 паровые машины. Так впервые появился прототип современного гусеничного трактора. Самоходная гусеничная машина была несовершенна, громоздка, дорога, но ее создание было большим шагом вперед на пути конструирования и изготовления машин для сельского хозяйства.

В 1893 г. Я. В. Мамин, ученик Ф. А. Блинова, создал самоходную колесную тележку с двигателем внутреннего сгорания. Однако в царской России не было организовано массовое производство тракторов. В крупных помещичьих хозяйствах работало небольшое количество тракторов, купленных за границей.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции было налажено производство тракторов. В 1924 г. на заводе «Красный Путиловец», ныне Кировский, в Ленинграде стали выпускать первые советские тракторы «Фордзон-Путиловец». В годы первых пятилеток были построены крупные тракторные заводы: Сталинградский (ныне Волгоградский), Харьковский, Челябинский. Позже появились и другие заводы, выпускающие тракторы.

Ныне с каждым годом в колхозы и совхозы страны поступает все больше и больше тракторов. В настоящее время наша страна занимает первое место в мире по выпуску тракторов и сельскохозяйственных машин.

Тракторы по назначению делят на промышленные и сельскохозяйственные. Сельскохозяйственные тракторы работают в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями, а также выполняют некоторые строительные и мелиоративные работы в сельском хозяйстве.

Различают сельскохозяйственные тракторы общего назначения, универсальные (пропашные) и специализированные.

Тракторы общего назначения (например, Т-150К, К-701, ДТ-75М) могут выполнять почти все сельскохозяйственные работы: их используют на пахоте, сплошной культивации, посеве, уборке, транспортных перевозках и на других работах, которые не предъявляют специальных требований к величине дорожного просвета и колеи трактора.

Универсальные тракторы (пропашные) Т-40М, МТЗ-80, ЮМЗ-6М используют для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ: обработки почвы, внесения удобрений в почву, посева, посадки и ухода за растениями, уборки пропашных, технических, овощных культур и трав на сено и сенаж; для погрузки, перевозки и выгрузки различных грузов; для привода в действие различных сельскохозяйственных машин.

У пропашных тракторов, предназначенных для обработки междурядий, увеличен дорожный просвет (клиренс) — расстояние от поверхности почвы (дороги) до нижних частей трактора. Это нужно для того, чтобы при обработке междурядий не повреждать растения. Кроме того, у пропашных тракторов регулируется колея (расстояние между серединами правого и левого колес), так как расстояние между рядами растений различно: для картофеля, например, одно, а для кукурузы — другое.

Специализированные тракторы служат для сельскохозяйственных работ в особых условиях: на болотах (ДТ-75Б), в горах (ДТ-75К), на склонах и в садах (Т-40АНМ); для возделывания и уборки хлопчатника (Т-28Х4М, МТЗ-80Х), сахарной свеклы (Т-70С); для обработки высокостебельных культур (Т-25К) и т. д.

К универсальным сельскохозяйственным тракторам относят и самоходные шасси. У этих машин двигатель и рабочее место тракториста расположены сзади, а свободный участок рамы между передними и задними колесами служит для крепления навесных машин. Такое устройство шасси позволяет трактористу хорошо видеть междурядья и легко следить за ходом и действием рабочих органов машин. На раму самоходного шасси можно также установить самосвальный кузов для перевозки грузов, погрузчик и другие машины и приспособления. Самоходные шасси чаще всего имеют регулируемую колею, и обычно они универсальны. Например, самоходное шасси Т-16М используется при культивации, посеве, внесении удобрений, для химической борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, при уборке овощей, трав, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. На животноводческих фермах самоходные шасси подвозят зеленую подкормку и другие грузы.

Трактор — это сложная машина, состоящая из разнообразных механизмов и многих деталей.

Основные его части: двигатель, силовая передача (трансмиссия), ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Двигатель служит источником механической энергии, необходимой для приведения в движение трактора и соединенных с ним машин и орудий. На современных тракторах устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания, в которых смесь топлива с воздухом сгорает внутри цилиндров.

Трансмиссия трактора передает механическую энергию от двигателя ведущим колесам и некоторым механизмам рабочего оборудования. Благодаря механизмам трансмиссии трактор может плавно трогаться с места и останавливаться, изменять силу тяги, скорость и направление движения.

Ходовая часть трактора обеспечивает его передвижение. По устройству ходовой части различают колесные и гусеничные тракторы.

Пневматические шины колесных тракторов смягчают толчки и позволяют достичь сравнительно высокой скорости движения. Однако сцепление с почвой у колесных тракторов хуже, чем у гусеничных, поэтому колесные тракторы имеют меньшую силу тяги и буксуют на рыхлых и сырых почвах. Чтобы улучшить сцепление с почвой, некоторые колесные тракторы, например МТЗ-82, Т-40АМ, изготовляют со всеми ведущими колесами.

Гусеничные тракторы имеют некоторые преимущества перед колесными: давление на почву распределяется более равномерно, у них большая сила тяги и хорошая проходимость. Однако конструкция ходовой части гусеничного трактора сложна для изготовления и обслуживания, его нельзя использовать на дорогах с твердым покрытием, скорость движения гусеничного трактора меньше, чем колесного, быстро изнашиваются гусеницы. Чтобы уменьшить эти недостатки, ученые и конструкторы разрабатывают модель скоростного гусеничного трактора с пневматическими гусеницами.

Механизмы управления колесного трактора состоят из рулевого управления и тормозов. Механизмы управления гусеничного трактора состоят из механизмов поворота и тормозов. Рулевым управлением и механизмами поворота изменяют направление движения трактора. При помощи тормозов уменьшают скорость движения, останавливают и удерживают его на склонах, тормозами пользуются и при выполнении крутых поворотов.

Рабочее оборудование служит для присоединения к трактору машин и орудий и приведения в действие их рабочих органов. К нему относят гидравлическую навесную систему, прицепное устройство, вал отбора мощности и приводной шкив.

Вспомогательное оборудование включает кабину или тент, облицовку, сиденье и т. д.

Современные тракторы имеют достаточно высокие мощности и КПД двигателей, рабочие скорости и топливную экономичность. В настоящее время многие тракторы, например К-701, МТЗ-80/82, могут выполнять работы по возделыванию сельскохозяйственных культур со скоростью 9—15 км/ч. Высокие рабочие скорости тракторов позволяют увеличить производительность труда в сельском хозяйстве примерно в 2 раза.

Новые модели тракторов имеют светлые, просторные, герметизированные кабины с хорошим обзором, вентиляцией, отоплением, мягким, удобным сиденьем, регулируемым по росту водителя. Они оборудованы различными механизмами, облегчающими труд тракториста: гидроусилителем рулевого управления, предпусковым подогревателем, автоматической сцепкой сельскохозяйственных машин с трактором и т. п.