Мы привыкли к тому, что любое моторное средство транспорта должно иметь раму, на худой конец опорное устройство, где можно закрепить двигатель. Но вполне надежным опорным устройством могут быть и плечи человека. Ранцевый винтомоторный аэродвижитель для лыжников, созданный в общественном конструкторском бюро Поволжского лесотехнического института имени М. Горького (Йошкар-Ола) мастером спорта Ф. Магиным, именно этот вариант и предусматривает. Пропеллер за спиной дает возможность лыжнику двигаться по снегу со скоростью до 30 км/час.
Движитель пригодится в перспективе не только для прогулок. Технические виды спорта рождаются на глазах. Вполне может появиться еще один — соревнования аэролыжников.
Конструкция движителя очень проста, его легко сделать за несколько вечеров. Основная ее часть — бензиновый двухтактный двигатель воздушного охлаждения мощностью порядка 4—5 л. с. с числом оборотов коленчатого вала в пределах 4000—5000 об/мин. Этим параметрам соответствует двигатель от бензопилы «Дружба», мотоцикла К-125 или какой-либо другой воздушного охлаждения. Эти двигатели относительно легки, и плечи вполне их выдержат.
Основа аэродвижителя (рис. 1) — наспинная плита 11, к которой крепятся удерживающие ремни 10, двигатель 5 и оградительное кольцо 4.
Удерживающие ремни шириной 45—50 мм должны быть такими, чтобы их длину можно было регулировать пряжками или зажимами. Ремни крепятся к наспинной плите стальными накладками и болтами М6х25.
Наспинная плита 11 изготовлена из фанеры толщиной 10 мм или какого-либо другого прочного материала: дюралюминия, текстолита. При выборе материала надо всегда помнить, что плечи человека не станина, поэтому конструкция должна быть как можно легче.
Двигатель крепится к плите ограничительным кольцом и стальными тягами 6. Кольцо согнуто из листовой стали толщиной 1,5 мм и служит также гнездом под стартер для заводки двигателя. Обычно после запуска бензопилы «Дружба» стартер с двигателя сразу снимается. В нашей конструкции стартер постоянно находится на двигателе, и его можно в любую минуту использовать для запуска.
Предусмотренный для удобства запуска удлинительный шнур 9 одним концом крепится к ручке стартера, на другом находится петля, в которую лыжник вставляет при запуске ногу. Таким образом, стартер из ручного превращен в ножной. После запуска удлинительный шнур необходимо сматывать и убирать в специальный карман.
Оградительное кольцо изготовлено из дюралюминиевой трубки ø 22 мм. По всему периметру к нему крепится ребро жесткости — полоска из дюралюминии толщиной 1,5—2 мм и шириной 40 мм. Кольцо и ребро обматываются киперной лентой и красятся.
Оградительное кольцо крепится к наспинной плите двумя крестообразно расположенными изогнутыми дюралюминиевыми трубками ø 20 мм. К одной из этих трубок присоединен бензобак 1 емкостью 1,5 литра, который соединяется с карбюратором через хлорвиниловый шланг и бензокран 3. Управляют карбюратором рукояткой через гибкую связь 2.
Наиболее ответственная часть движителя, требующая особенно тщательного изготовления, — воздушный винт 8. От того, насколько удачно он выполнен, зависит развиваемая движителем тяга и, следовательно, скорость лыжника.
Винт (рис. 3) изготавливается из сухого березового бруска сечением 35х85 мм, длиной 700 мм. Размеры и форма винта в плане приведены на рисунке 3. Винт должен быть тщательно отбалансирован, отшлифован и покрыт несколькими слоями нитроэмали. Отверстия под болты М6 сверлить по месту.
На рисунке 2 изображен фланец 7, при помощи которого винт крепится к валу двигателя.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АЭРОДВИЖИТЕЛЯ ПЛТИ-3
1. Вес в заправленном состоянии— 12 кг
2. Диаметр винта— 700 мм
3. Число оборотов винта — 5000 об/мин
4. Развиваемое тяговое усилие— 15 кг
5. Емкость топливного бака— 1,5 л
6. Расход топлива на всех рабочих режимах в г/л. с. в час. — 550
7. Топливо — смесь автомобильного бензина А-72 или А-74 с автотракторным маслом АК-10 или АС-9,5 в пропорции 15:1 по объему
8. Мощность двигателя при максимальных оборотах n=5000—5400 об/мин — 4 л. с.
9. Скорость перемещения лыжника — до 30 км/час
С. КИРКИН
г. Йошкар-Ола