Промышленная революция XIX века достаточно быстро зачистила улицы городов от гужевых повозок. Место омнибуса занял трамвай. Торжество было недолгим. На следующем витке промышленной эволюции главным общественным транспортом стал автобус.
Смог ли трамвай вернуться? Да! Но обо всем по порядку...
Впервые в мире городской рельсовый транспорт появился в Великобритании в 1807 году. Принадлежал он валлийской компании Swansea and Mumbles Railway. В США трамвай начал ходить с 1828 года в Балтиморе. Более известный маршрут в Нью-Йорке запустили в 1832 году. В континентальной Европе первенство принадлежит французам (1839 год). В 50–60-х годах XIX века трамваи уже начали ездить по городам Российской империи, Южной Америки, Австралии.
Многие думают, что толчок развитию трамвая дало изобретение парового двигателя и развитие железнодорожного сообщения. Но это справедливо лишь частично.
Истинным предшественником городского рельсового транспорта был не поезд, а омнибус — конная повозка, рассчитанная на 10–40 мест в зависимости от габаритов. У так называемых линеек было расписание — они курсировали по маршрутам несколько раз в день.
Поставить омнибусы на рельсы решили, чтобы разобраться с двумя проблемами. Во-первых, упростить работу лошадей, впряженных в повозку: животные на гладком рельсовом пути могли тянуть вагоны с большим весом. Во-вторых, когда повозки перемещались по булыжным мостовым, пассажиров очень сильно трясло. Рельсы придавали повозке устойчивости, ее меньше раскачивало по ходу движения.
Правда, выделенные пути для движения прижились в городах XIX века не сразу. Вначале использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем дороги. Это мешало остальным транспортным средствам. Все изменилось в 1852 году, когда французский инженер Альфонс Луба представил желоб для реборда колеса. После этого рельсы «утопили» в мостовую.
Трасса для первых трамваев называлась «конка». Такая повозка управлялась упряжкой из 1–2 лошадей. На подъемах при необходимости подпрягали еще 1–2 пары животных.
Конка, Москва, 1900 гЛошадь была самым распространенным, но не единственным «природным двигателем» конки. Иногда использовались мулы.
Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.
Более того, например, на линиях в некоторых городах Японии трамваи тянули люди.Однако гужевой, пусть и рельсовый, городской транспорт был неидеален. Скорость передвижения оставалась невысокой — 6–8 км/ч. При той скорости, с которой двигался трамвай, пассажир мог спокойно сойти, галопом они не ходили никогда. Хотя на этой картинки показана иная ситуация.
Кроме того, жители жаловались на навоз вдоль маршрутов городского транспорта.
При этом себестоимость поездок была достаточно высокой. Одна лошадь не могла работать на маршруте более 5 часов. Владельцам необходимо было иметь большой запас животных в стойле. В среднем на один вагон конного трамвая приходилось по десять лошадей, которых приходилось кормить. Не стоит забывать и о зарплате кучера. Уборка навоза с путей также возлагалась на владельца дороги.
Как следствие, в Санкт-Петербурге доходность инвестиций в трамвайный бизнес составляла 6–8% годовых от вложенных средств. В Европе ставка была еще ниже — 3–4%. Для сравнения: в те годы вполне обычной считалась доходность инвестиций 20–30%.
Глобально конка была обречена проиграть конкуренцию технологиям следующего поколения. Большинство дорог этого типа закрылось в начале XX века. Однако во многих странах конки доработали до середины прошлого века. Например, в Мексике последняя дорога такого типа закрылась в 1956 году, в Северной Ирландии — в 1957 году. Более того, последняя «нетуристическая» конка перевозила пассажиров до 2015 года. Она работала в городе Дуглас на острове Мэн в Великобритании.
Подобрать эффективную замену лошадиной тяге удалось не сразу. Производители пробовали углеводородные двигатели. В Российской империи (в том числе в Киеве, Мурманске), в Швеции ходили бензомоторные трамваи. В Бельгии и Техасе (США) использовали дизельные вагоны.
Паровоз железной дороги Бонн — Кельн на улице города БрюльВ Австралии, Германии и Великобритании встречались трамваи, ходящие на газе и нафте. Но эти решения не прижились и позднее стали использоваться уже для автобусных маршрутов.
В конце XIX века появились пневматические рельсовые дороги. Первую запустили в Париже и Берне. Трамвай приводил в движение пневматический двигатель с помощью сжатого воздуха. Специальный баллон был рассчитан для поездки по всему маршруту. На конечной остановке производилась заправка или замена баллона.
Двигатель создали по системе Луи Мекарски. Чтобы избежать излишнего охлаждения сжатого воздуха, его подогревали перед попаданием в двигатель. Но и у этой технологии, как выяснилось, было два непреодолимых недостатка. Во-первых, накопленной в баллоне энергии не всегда хватало, чтобы трамвай добрался до заправочной станции. Во-вторых, шланги для сжатого воздуха периодически лопались с сильным шипением и пугали пассажиров.
Продолжение уже завтра на нашем сайте.
#трамваи #история транспорта #конка #развитие транспорта #исторические хроники
Еще по теме здесь: История.