Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.

Очень странно, когда технически подкованные люди говорят о турбине самолета. У меня для них две новости, и начну с плохой: у самолета турбины нет.

Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.
Внимание, тест! Если вы видите здесь турбину, значит, девушки у вас пока что на первом месте. Если вы понимаете, о чем я. (Boeing 737-800, изображение с официального сайта Boeing)
- Видишь турбину?
- Нет...
- И я не вижу. А она есть.

Что же мы тогда видим? Мы видим гондолу, внутри которой находится турбореактивный двигатель, в котором - а вот и хорошая новость - таки есть турбина!

Турбина внутри, а снаружи гондола.

Впрочем, турбина есть не только у авиационных двигателей, но и у автомобильных. Очень часто их в этом случае называют турбированными, что логично. Еще говорят, что турбина включается после 3000 об/мин и нагнетает воздух, но это уже враки.

Turbo по-латински "вращение". Турбомашины - это целый раздел машиностроения, и непосредственно турбины - это лишь его часть. Куда важнее компрессоры, вот они-то и занимаются нагнетанием воздуха.

Компрессор - это устройство, проходя через которое поток жидкости или газа сжимается и нагревается, благодаря повышению давления.

Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.
Воздух, попадающий внутрь через воздухозаборник, проходит через тракт компрессора, в котором чередуются вращающиеся (здесь красные) и неподвижные (здесь серые) лопатки.

Вращающиеся лопатки (ротор) отвечают за движение воздуха, а неподвижные (статор) за его направление. Пара ротор + статор называется ступенью. Таким образом, на рисунке представлен 9-ступенчатый компрессор.

Далее, разогретый и сжатый газ поступает в камеру сгорания, в которой происходит впрыск топлива и воспламенение. Продукты сгорания топливо-воздушной смеси вылетают из камеры сгорания и, попадая на лопатки турбины, расширяются, теряя давление и температуру, благодаря чему турбина вращается.

Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.
По сути, турбина - это устройство, обратное компрессору. Газ в ней не сжимается, а расширяется. Изображение с сайта hsto.org.

Так для чего же она нужна?

Турбина - это всего лишь привод компрессора. Да, газ после камеры сгорания раскручивает турбину, а заодно - вал, на котором находится так же и компрессор. Все вместе это называется турбокомпрессором.

Итак, подведем итоги: компрессор нужен для нагнетания воздуха в камеру сгорания, последующий поток газа из которой раскручивает турбину, которая раскручивает компрессор, который нагнетает воздух в камеру... Это все замечательно, но как-то бессмысленно, да? Нет, если есть сопло, но это уже совсем другая история.

Надеюсь, вы больше никогда не будете называть двигатели самолетов турбинами. Ах да, чуть не забыл:

Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.
Это процессор
Разве у самолета нет турбины? Или почему системный блок и процессор - не одно и то же.
Это процессор