РЕВЕРС-РЕДУКТОР ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ

РЕВЕРС-РЕДУКТОР ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ

Изменением шага воздушного винта регулируется величина тягового усилия во время движения аэросаней и повышается экономичность работы двигателя. В свою очередь, реверс улучшает управление санями при движении по пересеченной местности, облегчает торможение и притормаживание на поворотах. Вот почему многие конструкторы аэросаней, разрабатывая варианты реверсирования воздушного винта (особенно при постройке аэросаней с маломощными двигателями), не забывают и об изменяемом шаге.

РЕВЕРС-РЕДУКТОР ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ
Рис. 1. Компоновочный чертеж устройства изменения шага воздушного винта и направления его вращения: 1 — обтекатель, материал Д16Т; 2 — болт М8; 3 — контровочная проволока; 4 — корпус, АМГ-16; 5 — шарикоподшипник № 205; 6 — хвостовик лопасти, Ст. 40; 7 — шайба, Д16Т; 8 — ступица, Ст. 20; 9 — болт М8; 10 — направляющий кронштейн, Ст. 20; 11 — бугель, Ст. 20; 12 — болт М8; 13 — штифт, Ст. 40; 14 — шарикоподшипник № 9707; 15 — вал редуктора, Ст. 20; 16 — шпонка, Ст. 20; 17 — шайба, Ст. 20; 18 — бугель внутренний, Ст. 20; 19 — зубчатая рейка, Ст. 20; 20 — шайба, АМГ-16; 21 — направляющая муфта, латунь; 22 — масленка; 23 — гайка, Ст. 20; 24 — шайба, Ст. 20; 25 — зубчатая рейка, Ст. 20; 26 — отверстие масленки; 27 — крышка, АМГ-16; 28 — винт обтекателя М5; 29 — гайка крепления винта, Ст. 20; 30 — стопорное кольцо; 31 — заклепка крепления лопасти, Ст. 35; 32 — лопасть, Д16Т.

Сравнительно несложно и оригинально решение, предложенное механиком А. П. Солонченко, живущим на Камчатке. Сборочный чертеж реверса-редуктора его конструкции приведен на рисунке 1, схема управления — на рисунке 2. Данные о материале, использованном в деталях конструкции, указаны в подрисуночной подписи.

РЕВЕРС-РЕДУКТОР ДЛЯ АЭРОСАНЕЙ
Рис. 2. Схема управления двухлопастным винтом изменяемого шага: 1 — зубчатая рейка; 2 — шестерня лопасти; 3 — бугель; 4 — рычаг управления; 5 — стопорная гребенка; 6 — тяга; 7 — вилка.
А — положение малого шага, Б — большого шага, В — реверс.

Прежде чем собрать двухлопастный винт, надо рассчитать основной режим его работы. Когда лопасти находятся на минимальных углах атаки (малый шаг), зубчатая рейка (см. рис. 2) должна быть в положении, показанном на схеме. Запас хода в обе стороны одинаков.

Изменение положения лопастей, перевод их с малого шага на большой и в положение реверса производятся ручкой управления. Среднее положение А соответствует малому шагу. Положения Б и В (большой шаг и реверс) меняют места в зависимости от направления вращения винта.

При работе следует обеспечить жесткость основания всех кронштейнов крепления рычагов. Тяги управления не должны пружинить ни в каком положении.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ