Русь языческая. Что это было?

Эта статья о том, как была устроена Русь на своём самом раннем этапе - языческом. Правильнее было бы назвать его "варяжским", потому что это был период правления не просто язычников, а скандинавских язычников, говорящих на скандинавском языке и носящих скандинавские имена. Кроме того, существовало ярко выраженное социальное расслоение между скандинавской элитой и славянским населением. Итак, варяжский период - это время правления первых четырёх князей - Рюрика, Олега, Игоря и Святослава, от пришествия первого из них до смерти последнего. Временной промежуток 862 - 972 гг.

Рюрик и основание Руси.

С самой зари российской исторической науки (XVIII век) Рюрик считается основателем русского государства. В ту абсолютистскую эпоху по всей Европе господствовал культ государства - оно считалось ценностью само по себе, а жизнь вне государства (морально или физически) казалась варварской и бессмысленной. Неудивительно, что, найдя в летописях первое упоминание о каком-то князе, правившего русскими землями, его тут же назначили "основателем государства Российского". А некоторые, углядев оскорбление в том, что скандинавский пришелец, аки Прометей, принёс Государство невежественным славянским плменам, принялись сочинять Рюрику славянское происхождение.

Почему-то, когда речь заходит о племенах, принято подразумевать дикарей, передвигающихся по веткам деревьев. Это - невежественный подход, выдающий человека, слабо знакомого с источниками: та же летопись содержит сведения о наличии у славянских племён не только собственных князей, но и развитых, хорошо укреплённых, городов. Наличие городов говорит о том, что их кто-то должен был кормить, т.е. с сельской местности собиралась дань. Следовательно, существовал инструмент принуждения в виде какого-то подобия дружины - людей, чьим ремеслом была исключительно война и охрана порядка. Племена занимали обширные территории и имели по несколько городов. Так где та грань, которая отделяет племя от государства?

Исходя из всего этого, сам сюжет "призвания варягов" выглядит крайне сомнительным.

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.

Во-первых, мы больше не встречаем, чтобы какое-то славянское племя, призвало к себе, предположим, Олега или Игоря - им приходилось подчинять славян силой оружия. Во-вторых, непонятно куда делись собственные князья тех племён, что призывали Рюрика и его братьев. Ведь кто-то должен был ими управлять.

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

А всё просто: Рюрика, Синеуса и Трувора никто не призывал. Они пришли сами и захватили эти племена, поселившись в их городах. За неимением других источников об основании Руси, мы "привыкли" доверять словам Нестора, хотя известно, что летописец любил к достоверным сведениям приплетать красивые легенды, выделяющиеся своей лиричностью и неправдоподобностью. "Призвание" - судя по всему, - одна из таких легенд.

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

Каким образом через два года "умерли" Синеус с Трувором - тоже интересный вопрос. Учитывая скандинавские нравы того времени, вероятно, не своей смертью. И разве у них не было сыновей-наследников, чтобы продолжить дело отцов? Конечно были, но Рюрик, что называется, вынес их за скобки.

Середина IX века - это самый расцвет эпохи викингов. Перенаселённая и бедная Скандинавия не выдерживала растущее население, подталкивая его к внешней экспансии. Рюрик был современником Рагнара Лодброка и его знаменитых сыновей, завоевавших половину Англии. Голодные, злые и пассионарные скандинавы двигались по рекам и морям во всех направлениях. Сначала ради грабежа, а потом для завоевания нового дома. После обоснования Рюрика в землях славян и финно-угров, туда хлынул нескончаемый поток норманнов, не нашедших себе место на родине. Их основными занятиями были торговля и война, но, возможно, мигрировали и земледельцы. Нестор акцентирует внимание на том, что в Новгородской земле было особенно много скандинавов:

Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене.

Так что же в жизни покорённых племён изменилось при Рюрике? Ведь города у них уже свои были, князья - тоже. Опыт выплаты дани варягам тоже имелся (что мы знаем из летописи). Пожалуй самой важной переменой стало то, что впервые центр сбора дани установился на территории одного из этих племён - в Новгороде, землях ильменских словен. Таким образом, сдвинулся политический баланс, образовался некий прототип общего политического центра. В те времена Русь ещё не знала понятия феодальной зависимости, поэтому единственным видом зависимости мог быть даннический. Слабый платит сильному, чем ещё больше ослабляет себя и усиливает его, что способствует сохранению иерархии и стабильности в регионе. После выхода из игры Синеуса и Трувора, Рюрик раздал их города (или часть из них) своим данникам, которые, таким образом, сами сделались чем то наподобие племенных князей. Это ещё было не совсем государство, но децентрализованный союз племён превратился в централизованный.

Олег Вещий и территориально-административная система.

Настоящее имя - Хельги. Он был, пожалуй, самым значимым и прославленным при жизни языческим князем Руси. Рюрику он приходился, скорее всего, родственником (возможно даже не кровным) и регентом при малолетнем наследнике Игоре, при этом, присвоив себе княжескую власть. В его активе завоевание ряда крепостей (в т.ч. Киева), успешный поход на Константинополь и покорение нескольких славянских племён. Правда, говоря о "покорении", историки имеют пагубную привычку не разделять территории, перешедшие под непосредственное управление князя (или его наместников) и территории данников. Им достаточно встретить в летописи упоминание о том, что тот или иной князь обложил данью очередное племя, как они свидетельствуют о его "присоединении к Русскому государству", а картоделы спешат раскрасить эти территории в цвет Руси. Вот пример такого "присоединения":

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.
Эталонный пример очень плохой карты и очень плохого описания. Автор транслировал современное понимание государства на древнюю эпоху.

Разве приобретение нового данника - это равносильно расширению государства? В таком случае, нам следовало бы признать, что Россия входила в состав Золотой Орды, потому что она платила ей дань. В действительности на языческой Руси существовало два уровня контроля территории.

1-й уровень. Данники - ресурсная и кормовая база. Абсолютно автономные племена, на которые не распространялся княжеский суверенитет - они жили по своим законам и имели собственных князей. Всё, что от них требовалось - это вовремя выплачивать дань. Могли в любой момент прекратить выплату дани или начать выплачивать кому-то другому. Прибегали к этой практике всегда, если видели в этом выгоду или возможность.

2-й уровень. Княжеские земли - то, что условно уже можно назвать "государством", поскольку на них, как минимум, распространялся княжеский суверенитет. Они состояли из: 1) городов-крепостей, где располагалась варяжская знать и воины для контроля и устрашения окрестных племён. 2) сельской племенной местности вокруг этих городов - эти земли жили по правилам, установленным русскими князьями. Вероятно, здесь набиралась основа ополчения.

Итак, мы имеем две сущности - земли данников и земли князей. Функция первых - обеспечивать князя ресурсом, функция вторых - контролировать первых. Внутренняя политика князя, главным образом, заключалась в том, чтобы выдерживать равновесие между этими сущностями. Данники давали больше ресурса относительно затраченных средств; собственные территории требовали больше затраченных средств и давали (в относительных величинах) меньше ресурса. Иметь много данников было экономически выгодно, но при недостатке собственных крепостей (которые бы их контролировали), существовал риск неповиновения.

Большое количество собственных крепостей увеличивало лояльность данников, но управляемость всей системой снижалась - она делалась громоздкой и неповоротливой. Наместники не могли обеспечить такой гибкости управления, которая была по силам полновластному суверену. Эта проблема была решена много столетий спусти, с развитием бюрократии, но в те времена не было ничего лучше собственного князя на месте. Это - в том числе, ответ на вопрос почему князья "разделяли" державу на уделы. Потому, что сами они не могли обеспечить высокий уровень управляемости в отдалённых областях и выход был один - назначить князя-данника, который, с одной стороны был бы полновластным хозяином земли (а следовательно обеспечивал гибкость управления), с другой - приносил экономическую пользу, собирая и выплачивая дань.

Таким образом, русские князья не стремились "расширять государство", т.е. брать как можно больше земель под собственный контроль, но пытались выдерживать необходимый минимум, чтобы контролировать данников. Надо понимать, что дань собиралась не для того, чтобы строить государство, а государство строилось для того, чтобы взимать дань. Иными словами, первична - экономика, т.е. желание варягов обогащаться, а не государственнические или патриотические идеи, которых тогда не было и в помине, но которые древним русам любят приписывать наши современники.

Игорь и экономика

К моменту вокняжения Игоря (Ингвара) торговый путь "из варяг в греки", соединяющий Балтику и Чёрное море (в основном через Днепр), уже полностью сложился и контролировался русами. Торговлей и грабежом они начинали промышлять в апреле, с наступлением навигационного сезона. А с ноября по апрель совершалось т.н. "полюдье", то есть, объезд славянских и финских племён для сбора дани. Собранные товары (мёд, воск, меха, рабы) весной отправлялись водным путём на юг - главным образом, в Константинополь и Багдад. Там они обменивались на золото и серебро, которые по обратному маршруту шли на Русь и в Скандинавию. Полюдье совершал не только князь, но и его воеводы. В конце концов варягам в, отдалённых от Киева, крепостях тоже надо было что-то кушать, поэтому они собирали дань с соседних племён самостоятельно. Но во власти князя, очевидно, было перераспределение кормовых угодий по своему разумению. Кроме того, он мог произвольно увеличивать дань, подкрепляя своё решение правом сильного, но не всегда это заканчивалось хорошо:

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам".

Свенельд - известный воевода, который со своей дружиной сильно обогатился на полюдьях. Дружинники Игоря завидовали им и уговаривали своего князя идти за данью.

И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город.
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. К. В. Лебедев, 1901—1908 гг.

После того, как Игорь покинул их земли, его начала терзать алчность. Тогда он принял решение с частью своего войска вернуться назад, чтобы ещё раз обобрать их. На пути его встретили послы древлянского князя Мала со словами:

«Князь! Мы всё заплатили тебе. Для чего же опять идешь к нам?»

Когда же намерения Игоря славянам стали понятны, согласно летописи, они сказали "если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его". После чего, вышли из Искоростеня (Коростеня) и перебили варяжскую дружину вместе с самим князем.

Древляне восставали и раньше, но убийство князя стало последней каплей, после которой было решено ликвидировать их "самоуправление": древлянские земли (после подавления восстания) из разряда даннических перешли в непосредственное княжеское подчинение. Кроме того, Ольга (вдова Игоря) ввела новое правило сбора дани. Теперь данники должны были самостоятельно доставлять добро в специальные опорные пункты (погосты), откуда оно переправлялось, сначала, в близжайшие крупные города, а оттуда - в Киев. Это был шаг в сторону централизации государства.

Святослав и идеология

Настоящее имя Свендислейф или Свендослав. В греческих источниках X века он фигурирует, как Σφενδοσθλάβος (Сфендославос). Если Олег был самым прославленным князем в свою эпоху, то Святослав - в нашу. Особенно он воспет среди современных националистов и неоязычников. Тому есть три причины:

1. Святослав нанёс решительное поражение Хазарскому Каганату, в котором, как известно, официальной религией был иудаизм. Об особом отношении большинства националистов к представителям этой религии напоминать смысла нет.

2. Святослав остался верен язычеству. Даже несмотря на то, что его мать Ольга (Хельга) крестилась и пыталась склонить к этому его самого. Вот отрывок из летописи Нестора:

Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Известно, что христианство на Руси в языческие времена не подвергалось гонениям. Свободно строились церкви, действовали миссионеры - христианская община жила своей жизнью и постоянно росла. При этом, в военном сословии, основу которой составляли варяги и, которая была элитой общества, христианство считалось чем то зазорным и достойным насмешек. "Пацаны не поняли бы", если бы Святослав вдруг "узрел" Свет Господень. Вероятно, варяжская знать была не против, когда податные славяне обращались в христианство, но для себя они предпочитали сохранять религиозную "чистоту". В этом случае, варяжка Ольга создала прецедент.

3. Святослав был действительно великим воином. Невозможно не восхищаться его храбростью и ратными подвигами и, в то же время, неприхотливостью и полным отсутвием чванливости или гордыни. Особенно пленит его, не очень свойственное варягам, благородство, предпочитающим во многом полагаться на хитрость и обман. Но Святославу не были нужны украденные победы, что сближает его, скорее, с архетипом рыцаря, нежели викинга.

Главное заблуждение, которым грешат очень многие - это приписывание Святославу какой-то государственнической сознательности или патриотизма. В действительности, мировоззрение Святослава проливает нам свет на то, чем на самом деле Русь являлась для князей языческой эпохи. Как они её воспринимали. Для этого обратимся к известной цитате князя:

В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".

Как видно, главным приоритетом в системе ценностей Святослава были материальные блага, из-за чего болгарский Переяславец, который он завоевал в одном из своих походов, был для него "роднее" пресловутой Киевской Руси. Никакой духовной близости с "родной землёй" и, тем более, с народом Святослав не испытывал (обратите ещё раз внимание, с какими товарами он ассоциировал Русь). И это не потому, что Святослав Игоревич был каким то одиозным персонажем, а потому, что Свендислейф Ингварссон был человеком своей культуры и своей эпохи. Не существовало тогда ещё понятия "Родины", не существовало националистических или патриотических идей. Не было понятно для чего это всё нужно. Но что такое богатства, т.е. ресурс - известно ещё с первобытных времён. В конце концов, всё живое сражается за ресурс и место под солнцем. И именно эта борьба лежит в основе самой эволюции.

Современное ошибочное представление о Святославе, как о славянском воине духа, о чём свидетельствует волхв на заднем плане, готовый к бою вместе с дружиной.

Итак, варяги создавали свою Русь без всякой высокой идеи, а исключительно, как торговое предприятие. Чем то бóльшим она стала уже после крещения и благодаря ему. На Святославе, можно сказать, закончилась варяжская языческая эпоха. Все его сыновья уже не были чистокровными скандинавами. Старшие Ярополк и Олег родились от венгерки Предславы. А младший Владимир - от славянской рабыни. Именно ему было суждено установить на Руси новую веру и окончательно разрушить варяжскую парадигму.

Вся информация взята из открытых источников и не является чем-то новым для учёных-историков и просто любознательных, интересующихся людей. Тем не менее, после прочтения этой статьи может сложиться впечатление, что языческая Русь была совсем не тем, чему учат в школе и о чём снимают кино. Всё дело в неспособности или нежелании, во время работы над исторической эпохой, абстрагироваться от современных представлений о различных предметах и явлениях. И это понятно: абстрактное мышление - процесс трудоёмкий, который под силу не каждому. Да и картинка в итоге получается гораздо менее приятная. Но смысл этого сайта - поиск и исследование истины, а истина приятной быть не должна.

#русь #история #история россии #история украины #древняя русь #языческая русь #варяги

Еще по теме здесь: История.

Источник: Русь языческая. Что это было?.