10 августа 1487 года император Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами меча». По тем временам это был очень значительный акт, ведь меч - традиционное и символичное оружие рыцарей, своего рода знак рыцарского достоинства. И хотя с XV века мечи разных типов были распространены уже во всех социальных слоях, все же фехтовальщики, официально названные мастерами меча, как бы приобщались к этому достоинству.
Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. Постепенно этот союз занял монопольное положение. Желающие преподавать фехтование должны были приехать на осеннюю ярмарку и сразиться с капитаном и четырьмя мастерами «Марковых братьев». Тот, кто выдерживал испытание, за 2 гульдена получал два символических удара мечом по чреслам, после чего ему передавали «секреты», рифмованные памятные сентенции, «записки» и тайную подпись, по которой члены союза узнавали друг друга во всем мире. Наиболее популярным оружием были в то время шесты, дубины, кинжалы, алебарды, пики, но прежде всего - двуручные и полуторные мечи и введенные чешскими фехтовальщиками дюсаки (первоначально, возможно, деревянные, затем стальные изогнутые, широкие полосы с продолговатым отверстием для руки у основания). Интересным специфическим оружием «Марковых братьев» был корделач - большая, часто двуручная, сабля. Также изучались приемы борьбы и самообороны без оружия против противника, вооруженного кинжалом.
Около 1570 года от «Марковых братьев» отделился ряд мастеров, которые основали свой союз «Фехтовальщики пера». В их гербе было изображено гусиное перо. Штаб-квартиру они расположили в Праге и вскоре получили от императора Рудольфа II свою долю привилегий». [117, с. 193-194]
Основными конкурентами «Марковых братьев» стали союзы «Братство Святого Вита» и «Братство Святого Луки». Известный венгерский историк спорта Ласло Кун пишет о них:
«Из членов цеха во Франкфурте и цеха, находившегося под покровительством пражского святого Витта, набирались
фехтовальщики и специалисты императорских и княжеских дворов, им принадлежало решающее слово также в военной подготовке и в делах чести. Плебейскую группу образовывали члены цеха «Братство Святого Луки», которые кочевали по городам, показывая свое мастерство за деньги, развлекая публику на свадьбах и других праздниках у богачей. В этой связи о них и содержится первое упоминание в хронике, посвященной собору в Констанце.
С точки зрения фехтования более консервативными были сформировавшиеся раньше «братья св. Марка», которые длительное время держались за элементы одиноких режущих ударов. На методы «братьев св. Витта» большее влияние оказали итальянская техника режущего и колющего удара и народные гуситские элементы. В системе, принятой «братьями св. Луки», сочетались приемы борьбы и фехтования. Они придавали большое значение зрелищной стороне поединков и сыграли наиболее важную роль в распространении стиля фехтования, построенного на символическом выводе соперника из строя». [100, с.112-113]
Свои методы фехтования были и у тогдашних крестьян. Подтверждением тому являются два знаменитых вида крестьянского войска - сформировавшаяся в XIII века швейцарская пехота и так называемые «ландскнехты» (от нем. «Land» - «земля» и «Knecht» - «слуга»), впервые появившиеся в Швабии (Южная Германия).
Как швейцарские пехотинцы, так и немецкие «ландскнехты» периода XV-XVII веков представляли собой наемное войско. Вступая в его ряды, каждый боец должен был продемонстрировать навыки обращения с холодным оружием. Наиболее распространенным являлось оружие на длинном древке: копье, которое в германских землях долгое время служило личным оружием крестьян - не в последнюю очередь потому, что было дешевым; алебарда - рубящее и колющее оружие с длинным древком и топоровидным лезвием; пика-длинная облегченная разновидность копья. Кроме того, наемники использовали меч, а также некоторые другие виды холодного оружия.
Наибольший интерес из перечисленных видов оружия представляет алебарда, появившаяся в XIV веке и по своему происхождению являющаяся швейцарским и германским оружием. Искусство обращения с ней, согласно Мишенёву, выглядело следующим образом.
«Техника боя алебардой, основы которой были заложены еще швейцарцами, продолжала совершенствоваться. Она заметно отличалась от того искусного фехтования, которое практиковалось в союзах типа Марксбрудер. Отличалось, во-первых, относительной простотой, а во-вторых - той неизбежной спецификой, которую накладывает необходимость вести бой в строю, в окружении своих и вражеских солдат, словом - в тесноте. Техника включала в себя различные удары острием, топором и крюком (который предназначался специально для пробивания доспеха), удары и толчки древком, отражение ударов углом, образуемым соединением топора и копья и окованной частью древка. Специфичны и характерны для алебард приемы зацепов и рывков на себя: пехотинцев зацепляли за стоящую спереди ногу, всадников - за шею». [117, с. 198-199]
Некоторые ландскнехты, подражая швейцарцам, сражались мечом для двух рук. Обычно такое оружие использовали наиболее опытные воины, рост, сила и мастерство которых превышали средний уровень. Их называли мастерами «длинного меча».
С XVI века началась новая эпоха в развитии фехтования. На смену фехтованию тяжелым оружием, требующем сильного удара и устойчивости под ударом соперника, пришло так называемое «утонченное фехтование» легким оружием, прежде всего шпагой. Фехтование на шпагах впервые появилось в Италии и Испании, откуда оно распространилось по всей Европе. Немецкая шпага, как и техника работы ею, имела свои особенности. Так, К.В. Асмолов пишет следующее.
«Немецкая шпага тоже ведет свое происхождение от облегченного варианта меча, называемого «риттершверт» («рыцарский меч») и отличающегося гардой в виде двух небольших колец, прилегающих к крестовине и расположенных перпендикулярно к ней и клинку одновременно. Поэтому, в технике работы как шпагой, так и рапирой, осталось очень многое от работы тяжелым мечом, даже больше, чем в других региональных стилях... Часто выполняются удары в голову, рубящие удары в область ключицы или ребер...
Клинок четырехгранный, достаточно тяжелый и короткий. Рубящие удары им рассчитаны скорее на проламывание, чем на прорубание, и тем более на прорезание. В технике достаточно часто встречаются уводы при жестком вертикальном положении клинка с последующим вступлением в ближний бой, в котором, как правило, рука с мечом находится сверху. Поэтому часто проводят укол через спину, из-за головы. Другой вариант - защита и увод оружия вниз, откуда проводится укол снизу вверх в кадык. Нападающий в момент защиты сам приседает...
Рукоять немецких шпаг немного длиннее обычной, допуская использование двуручного хвата и смену рук» [4, с. 264]
Однажды появившись, «утонченное фехтование» постоянно совершенствовалось в дальнейшем. Благодаря усилиям итальянца Камилло Агриппа и ряда французских мастеров, техника фехтования стала напоминать изысканный танец. В учебниках по фехтованию, начиная с XVI века, порядок шагов, угол тела, позиция ног и рук, также, как расстояние между противниками, были представлены в виде пропорций и проиллюстрированы в геометрических рисунках.
Вслед за итальянцем Грасси (Венеция, 1570 год) многие европейские фехтовальщики стали большое внимание уделять такому приему, как парирование. Затем, приблизительно в 1600-1610 гг. распространение получил выпад - прием сближения, выполняемый посредством резкого толчка сзади стоящей ноги и выставлением маховым движением впереди стоящей ноги в сторону противника. В 1610 году один из мастеров потребовал поднимать левую руку для сохранения равновесия.
Появился реверанс, который выглядел следующим образом: «Шляпа снята, шпага опущена, правая нога двигается назад, правая рука вперед с поворотом наружу, следует поклон». С того времени своеобразный этикет приветствия стал нормой в фехтовании.
На рубеже XVIII и XIX веков, параллельно с политическим и социальным упадком дворянства, «утонченное фехтование» начало терять свою популярность. Его дальнейшее развитие приобрело очаговый характер. Одним из таких очагов стали учебные заведения. Еще в XVII веке появились учебные заведения для подготовки офицеров и государственных чиновников, так называемые «рыцарские академии». В число обязательных дисциплин, изучавшихся там, наряду с верховой ездой и танцами, входило фехтование. Не менее важную роль в развитии фехтования сыграли университеты. Первый германский университет был открыт в Гейдельберге в 1386 году. Вслед за ним появились университеты в Кёльне (13088), Лейпциге (1409), Ростоке (1419), Грейфсвальде (1456), Тюбингене (1477) и т.д. Среди студенческих обычаев в Германии был и такой, как дуэль. Дуэлистами студенты (школяры) были отличными. Некоторые из них посвящали этому делу более 10 лет, ибо срок обучения не был ограничен никакими возрастными рамками, нередко люди числились студентами до весьма солидного возраста. Чаще всего дуэли происходили между представителями студенческих товариществ, основными из которых являлись «Буршеншафт», состоящие из студентов разных городов или стран, и «Ландсманшафт» - землячества, в которые входили представители одного города или страны. Каждое такое общество имело своих должностных лиц, свой флаг, а также «Коmment» - свод правил и норм поведения.
В 1870-е годы на основе этих обществ возникли так называемые «фехтующие корпорации» (Schagende Verbindung), в которых объединилась университетская молодежь из дворян-аристократической среды. Именно в этих студенческих «фехтующих корпорациях», которые, кстати, не ушли в прошлое (совсем недавно в ФРГ насчитывалось около 50 тысяч студентов, организованных в корпорации), сформировался такой вид дуэльного фехтования, как «Mensur», или «Besti-mmungsmensur» (на русском языке его часто называют «мен-зурным фехтованием»). Вот как характеризуют это фехтование авторы «Истории боевых искусств».
«Поединок происходил следующим образом. Противники стояли друг против друга на строго определенной дистанции, которая назначалась в соответствии с длиной рук фехтующих таким образом, чтобы можно было наносить удары, не сходя с места. Отсюда пошло название студенческой дуэли - «мензур» (от латинского слова «мензура», что означает «мера»). Первоначально, примерно до 20-х гг. XIX столетия, дуэлирующие имели право уклоняться от ударов движениями корпуса, но впоследствии правила изменились. Противникам не разрешалось ни уклоняться, ни перемещаться от ударов; их можно было только парировать своим оружием. Мало того, даже руки фехтующих должны были во время поединка оставаться неподвижными; удары наносились только движениями кисти, и целились при этом все время в голову...