В «точном реннене» целью было выбить ударом копья тарч соперника из крюковидных зацепов, укрепленных на нагруднике: «В этом виде турнира, самом опасном, доспех оснащался нагрудником со специальным механизмом, который при удачном попадании «выстреливал» укрепленный на нем тарч, словно из пращи, высоко над головой. При этом он разлетался на множество сегментов. Поскольку всадник не имел над тарчем подбородника, то при малейшей неточности возникала смертельная опасность...
«Смешанный» реннен.
Этот вид поединка был разработан специально для развлечения публики, присутствующей на трибуне. На ристалище в схватке встречались два рыцаря. Один был облачен в доспех «штехцайг» и вооружен копьем с корончатым наконечником. Другой рыцарь был одет в доспех «реннцайг» и вооружен копьем с простым наконечником... Оба рыцаря стремились копьями вышибить противника из седла».
В Средние века, наряду с описанными видами рыцарских поединков, возник еще один вид поединков один на один, который сначала называли просто «бой» (kampf), а уже в XV веке он получил более громкое название «старинный немецкий пеший бой». Это обычный пеший поединок, в котором противники, как правило, сражались однотипным оружием. Чаще всего таким оружием являлся меч, несколько реже - кинжал, который в комплекте вооружения рыцаря стоял на третьем месте после копья и меча.
Среди простого люда городов и деревень получили распространение развлекательные состязания, представлявшие собой пародию на аристократические забавы рыцарей и их ритуалы. «На рисунке XV века (Германия) «рыцарь» на коне, крепко упираясь в ременные «стремена» и отпустив поводья, лихо несется навстречу опасности. Но вместо блестящих доспехов на нем повседневная крестьянская одежда, вместо тяжелого копья он угрожает граблями, а грудь прикрыл не щитом, а круглой корзиной. Шлем заменила корзина со щелью для глаз, увенчанная не султаном из перьев или дворянским гербом, а стоптанным башмаком... Рыцаря сопровождают «пехотинцы» - простые поселяне, вооруженные граблями и вилами...
Забавные турнирные поединки устраивали на городских карнавалах. В нюрнбергской «Книге Шембарта» (XV век) под музыку барабанщика, трубача и флейтиста двое ряженых, изображающих «рыцарей», атакуют друг друга, выставив длинные палки вместо копий. Шлем одного из них украшает эмблема разгула - «мельница» из игральных карт. Ряженых волокут на деревянных салазках молодые люди. Возле каждой из групп паясничает шут с дубинкой».
В эпоху рыцарских турниров в Германии вполне закономерно стали появляться учебники по фехтованию. Одним из первых таких руководств является рукопись, известная как «манускрипт 1-33», или «Бой монахов». Она датируется 1300 годом, ее автором ученые считают какого-то церковника из южной Германии. На рисунках в рукописи изображены два человека с выбритыми на головах тонзурами - священник и его воспитанник, демонстрирующие различные приемы защиты и нападения с мечом и небольшим щитом.
В научной среде бытует мнение, что «манускрипт 1-33» воспроизводит еще более древнюю рукопись. Так что, вполне вероятно, что самые первые наставления по фехтованию появились в Германии на пару веков раньше.
В 1443 году была издана «Фехтовальная книга» Ганса Талгоффера. Историк фехтования СВ. Мишенев, характеризуя этот труд, пишет: «Вклад Талгоффера в развитие искусства фехтования неоценим. Он действительно описал все'возмож-ные к тому времени способы обращения с холодным оружием, делая особенный акцент на владение полуторным мечом.
Приводимый им стиль чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя активную работу в ближней дистанции, удары и уколы клинком, тычки перекрестьем и противовесом меча, приемы обезоруживания с использованием рычагов, образуемых перекрестьем, клинком и рукоятью, подножки, броски, захваты. Основной упор делается на быстрый вход в ближнюю Дистанцию, которая позволяет проводить все эти приемы. Представлены также приемы боя на средней и на дальней дистанции. Интересна работа рук в фехтовании на двуручных мечах. В некоторых движениях они не фиксируются традиционно на своих местах, а перехватывают меч разными хватами. Так, левая рука часто придерживает не рукоять, а клинок»
Другой историк, М.Н. Лукашев, пишет: «Книга Талгоффера не похожа на современные руководства. В ней, например, говорится о том, как выбрать для поединка наиболее подходящий день и час, с учетом расположения звезд и других мистических факторов, как правильно вызвать соперника на бой. И еще о том, по каким признакам можно определить действительно сведущего учителя боевого искусства - такого, как автор...
Иллюстрации из «Фехтовальной книги» Ганса Талгоффера. (1443 г.)
В первом разделе книги наглядно изображен весь ритуал рыцарского поединка... и сам поединок, завершающийся задней подножкой и добиванием упавшего соперника, с которого сорван шлем, кинжалом в горло. В других главах показаны поединки соперников, вооруженных короткими булавами и щитами с остриями и крючьями, конные поединки на копьях, бой двуручными мечами в «полторы руки», бой на кинжалах.
В каждой из этих глав непременно встречаешь отдельные приемы рукопашного поединка, но используемые при фехтовании, такие как захваты, броски, удары ногой, подножки и выкручивание рук. Обширный раздел боя на кинжалах вообще в значительной степени состоит из болевых приемов обезоруживания. Интересно, что в нем нередко показывается использование клинка в качестве рычага». [103, с. 54]
Следует отметить, что все те приемы, что представлены в манускрипте «Бой монахов», в книгах Талгоффера и других авторов, изучали не только рыцари. Уже в Средние века во многих странах Европы, в том числе в немецкоязычных, возникла каста профессиональных бойцов-гладиаторов, которых с конца XIV века стали называть «Fehter» (поединщики), откуда и произошло слово «фехтование» (нем. Fechten).
Часто эти «свободные поединщики» устраивали показательные выступления, самые жестокие из которых назывались «Blut-Ruf Fechten» (примерный перевод - «фехтование
по вызову до крови»). Власть имущие, как правило, «закрывали глаза» на кровавый характер таких боев. Вводимые ими ограничения были связаны совсем с другими проблемами. Например, император Рудольф II в конце XVI века сначала запретил христианским учителям фехтования тренировать евреев, а потом - фехтовальные соревнования между евреями и христианами.
В XII—XIII века в Германии появились «цеха» - торгово-ремесленные корпорации, объединявшие мастеров одной или нескольких схожих профессий. Их деятельность не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача состояла также в том, чтобы оградить членов цеха от конкуренции со стороны ремесленников, не состоявших в цехах, особенно из других городов.
По их образцу вскоре были созданы «фехтовальные братства». Это своего рода военно-спортивные клубы, первоначально создававшиеся цехами ремесленников для подготовки своих членов к защите от бесчинств рыцарей, а также для вооруженной борьбы с конкурентами. Со временем несколько наиболее старых цеховых организаций фехтовальщиков получили патенты, даровавшие им исключительное право на обучение фехтованию по всей территории Священной Римской империи. Мишенев пишет об этом следующее.
«Наиболее крупным из первых союзов стало основанное в Нюрнберге «общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка» или, сокращенно, «Марковы братья» (Marxbruder).