Традиция поединков на оружии у народов Германии, Австрии и Швейцарии своими корнями также восходит к древним германцам.
У них каждый подросток в 12 лет получал право носить оружие, при том условии, что мог продемонстрировать умение владеть им. Поводов же для применения оружия всегда имелось более чем достаточно.
Во-первых, древние германцы любили устраивать состязательные поединки на различных видах оружия. Соперники сражались, вооруженные одним саксом (большим тесаком с односторонней заточкой) и щитом или двумя саксами без щита; устраивались также поединки на копьях («фрамеях») длиной более полутора метра с широким листовидным наконечником, которым можно было наносить рубящие и колющие удары. Известны поединки на деревянных дубинках, а также такие, где соперники были вооружены разными видами оружия.
Во-вторых, как отмечал римский историк Тацит, среди предававшихся пьянству варваров очень часто возникали ссоры, редко когда ограничивавшиеся словесной перебранкой. Чаще всего они завершались смертоубийством или нанесением ран.
В-третьих, у германских племен, подобно большинству других древних народов, было принято устраивать воинские поединки перед сражением. Так, Момзен в своем труде «История Рима» пишет о древнегерманском племени кимвров: «Подобно кельтам и вообще варварам, они нередко заранее условливались с противником о дне и месте боя и перед началом его вызывали отдельных неприятельских воинов на поединки. Перед боем они выражали презрение к врагу непристойными жестами и поднимали страшный шум».
В-четвертых, среди древних германцев был весьма популярен так называемый «судебный поединок». К нему прибегали всякий раз, когда обычное судебное разбирательство не давало нужного результата. Считалось, что в таком случае установлению истины помогает вмешательство высших сил.
Языческий по происхождению, обычай судебного поединка продолжал существовать и после принятия германцами христианства, уже под названием «Божий суд». Его популярность специалисты объясняют так: «Идея немедленного и имманентного божьего суда, делавшего более сильным того, на чьей стороне истина, исключала саму возможность торжества несправедливости. Идея эта была в согласии не только с древними традициями германцев, но и с библейским образом «сильного» бога, господина войны и кровавой мести... Воин с оружием в руках чувствовал себя намного увереннее. Он знал, что христианство стремилось усовершенствовать древние законы. Даже призывая сложить оружие, христианство, тем не менее, не считало его чем-то недостойным христианина. Христианином, следовательно, можно было стать, отнюдь не отказываясь от заветов предков. Подобная мотивировка весьма способствовала привлечению германцев на сторону христианства». [85, с. 190-191]
В Средние века древняя традиция состязательных поединков трансформировалась в рыцарские турниры. Первый рыцарский турнир в Германии был устроен в 1127 году в Вюрцбурге. Изобрели такие турниры французы, но именно немцы, как отметил В. Бехайм, «задавали тон при дальнейшем усовершенствовании рыцарских поединков, в развитии правил церемониала и разработке снаряжения для турниров». [10]
Первоначально среди германских рыцарей получил распространение так называемый «Buchert». Он представлял собой сражение двух групп воинов, применявших различное оружие. Но постепенно сложились правила, согласно которым противники обязаны были сражаться одинаковым оружием: например, копьями или секирами, мечами и т.д. Появились разновидности групповых сражений. Например, два отряда съезжались друг с другом, закрывшись щитами и выставив копья. В ходе столкновения более сильный отряд прорывал строй более слабого и вынуждал его отступить. После первого столкновения могло последовать второе, третье, и так до тех пор, пока какой-нибудь из отрядов не одерживал победу.
«В XIV веке в групповом турнире были введены новые правила: рыцари наносили друг другу только один удар копьем, после чего брались за тупые мечи. С громким воинственным кличем «Wicha herre, wicha wich» они атаковали противника до тех пор, пока одна из противоборствующих сторон не объявляла себя побежденной...
В начале XV столетия в Германии появился так называемый «турнир на булавах», который проводился между двумя партиями рыцарей. Вооружение в этом типе турниров состояло из тупого, но тяжелого меча и булавы, изготовленной из твердых пород дерева, длиной до 80 см. Рукоять булавы имела шаровидную головку и защитный диск из листового железа (нодус), для защиты руки от удара. Сама булава имела многогранное сечение и постепенно утолщалась кверху». [10]
Еще одной разновидностью «Виспегт.» стал появившийся на рубеже XV-XVI веков «полевой турнир». В наиболее распространенном его варианте конные рыцари вступали в сражение на ристалище в линейном порядке, предварительно разделившись на отряды и вооружившись копьями.
Кроме групповых сражений, проводились пешие и конные поединки «один на один». Наибольшей популярностью пользовались поединки всадников на копьях «гештех» («Gestech» от «stechen» - колоть). Поединки эти имели ряд разновидностей. В гештехе «высоких седел» соперники сталкивались друг с другом на полном скаку, стремясь сломать свое копье о щит противника. При этом падение всадника с лошади исключалось благодаря особой конструкции «высокого седла».
Напротив, в «общенемецком» гештехе цель поединка заключалась в том, чтобы сбросить соперника с лошади ударом тупого копья в тарч - небольшой кавалерийский щит прямоугольной, треугольной или овальной формы. В гештехе «закованных в броню» для победы требовалось сломать свое копье о тарч противника, либо вышибить его из седла.
К началу XVI века в Германии появился еще один тип конных поединков на копьях - «реннен» (от «Rennen» - «скачки»). Согласно историческим свидетельствам, его изобрел Альбрехт-Август, маркграф Бранденбургский: «Он, Альбрехт, создал и открыл свету реннен с копьем, ведь раньше это применялось редко; он со своим вассалом Генрихом Дондорфером создал реннен, при котором точным ударом копья нужно было сбить тарч соперника, а также реннен с закрепленным тарчем». [10]
Копье в «реннен» (как и в «гештехе») было длиной около 380 см и диаметром 7 см, весом около 14 кг.
Существовали несколько разновидностей «реннен». Так, в «механическом реннене» требовалось точным ударом копья в тарч оторвать его от доспеха и подбросить высоко в воздух. Этому способствовало специальное механическое приспособление, установленное на нагруднике кирасы: при ударе копьем тарч несколько подавался назад, тем самым сжимая пружину, надетую на штырь; затем фиксирующие клинья выходили из зацепления со щитом, он освобождался и усилием двух пружинных рычагов высоко выбрасывался вверх.