ШВЕРТБОТ «ТУРИСТ»

ШВЕРТБОТ «ТУРИСТ»

Если вы любите пробираться сквозь камышовые заросли озер в поисках «окон», где в глубине притаились горбатые красноперые окуни, или подниматься с фотоаппаратом вверх по течению живописных речных протоков, или летними вечерами скользить под парусом по розовой от заходящего солнца воде, то для этой цели трудно придумать более подходящее судно, чем швертбот «Турист», который спроектирован и построен на экспериментальной верфи спортивного судостроения в Таллине. Он может ходить и под парусом, и на веслах, и с подвесным мотором. Управление швертботом не сложно, а постройка его не потребует больших затрат времени и материала.

ШВЕРТБОТ «ТУРИСТ»
Рис. Вид сбоку: 1 — утки; 2 — гика-шкот ø 6 мм; 3 — шверт-тали; 4 — скобы для подъема швертбота; 5 — фор-штанг ø 6 мм; 6 — сорлинь ø — 4 мм; 7 — одинаковый стальной бугель гика; 8 — оковка гафеля; 9 — оковка топа мачты; 10 — грота-фал ø 6 мм; 11 — гафель; 12 — латы; 13 — гик.

Конструкция корпуса швертбота показана на рисунке 2.

Продольный набор состоит из киля, форштевня, скуловых стрингеров, привальных брусьев и карлингсов. Поперечный набор включает: усиленный транец (на него может быть установлен подвесной мотор мощностью до 5 л. с.) и шпангоуты, состоящие из топтимберсов, флортимберсов, флоров, бимсов и полубимсов. Размеры шпангоутных рамок и транца снимают с теоретического чертежа (рис. 1), а сечения элементов берут из спецификации. Все детали поперечного и продольного набора делаются из сосны, а рангоут (мачта, гик и гафель) — из ели.

ШВЕРТБОТ «ТУРИСТ»
РИС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ ШВЕРТБОТА.
ШВЕРТБОТ «ТУРИСТ»
РИС. 2. КОНСТРУКТИВНЫЙ ЧЕРТЕЖ ШВЕРТБОТА.

На обшивку корпуса идет водостойкая фанера марки БПС-1 толщиной 4÷6 мм, а на шверт и руль — толщиной 7 мм. Все соединения деталей корпуса делаются на клею ВИАМ-Б3 или К-П с запрессовкой шурупами или гвоздями (медными или оцинкованными). Форштевень и транец соединяются с килем кницами. Стальные детали следует оцинковать. Оковки рекомендуется делать из бронзы, латуни или нержавеющей стали.

Мачта проходит через отверстие в палубе и вставляется пяткой в дубовый степс. В середине швертбота к обшивке борта и швертовому колодцу крепится съемная банка. По килю с носа до транца накладывается килевая полоса, увеличивающаяся по высоте к корме. Место соединения форштевня и киля предохраняется оковкой из стали сечением 2х15 мм.

Рулевое устройство швертбота состоит из баллера, подъемного пера руля и румпеля.

Для подъема и переноски к корпусу прикреплены болтами пять ручек, причем носовая ручка одновременно служит для крепления штага, а бортовые — для крепления вант. На палубе расположены три утки. К утке за мачтой крепится коренной конец швертталей, служащий для подъема шверта; утки на борту предназначены для крепления к ним ходового конца гика-шкота. Для стоячего и бегучего такелажа использован хлопчатобумажный или капроновый линь диаметром 6 мм.

Мачта имеет селение 80х30 мм, гик — 50х30 мм, он крепится к мачте вертлюгом. Гафель опирается о мачту усами и поднимается вместе с парусом грота-фалом. Фал проходит через киповую планку на топе мачты и закладывается на утку. Парус шьют из ткани АМ-100.

Слаблинем диаметром 4 мм сквозь люферсы, вставленные через 200 мм, грот шнуруется к мачте, гику и гафелю. На задней шкаторине паруса делаются три лоткармана, в которые вставляются ясеневые латы сечением 3х40 мм и длиной 0,5 м.

Парусом управляют посредством гика-шкота, проведенного в три лопаря через два блока, один из них крепят к гику, а другой блок и коренной конец гика-шкота — к швертовому колодцу.

При движении на веслах отсоединяют бугель гика, оковку гафеля и вместе с гиком и гафелем убирают парус.

Таблица плазовых ординат

шп.

Высоты от базы (мм)Полушироты от ДП (мм)
кильскулаборткильскулаборт
020029354020438494
116126754020498558
212624454020550615
310122654220584652
48421054520558660
58020255020565613
69820356320489568
714321957820359440
820224659320217294
962010

Когда изготовлены все детали, приступают к отделке. Корпус снаружи грунтуют 1÷2 раза натуральной олифой, затем шпаклюют и окрашивают 2÷3 раза пентафталевыми эмалями. Эмаль можно заменить масляными красками на натуральной олифе. Внутреннюю поверхность корпуса, рангоут, шверт и руль 1÷2 раза грунтуют олифой и покрывают 2÷3 раза масляным водостойким лаком; после нанесения каждого слоя поверхность шлифуют.