Клычников Ю.Ю.
С VIII-VII вв. до н.э. на Северном Кавказе начинают распространяться изделия, изготовленные из железа. Это ознаменовало собой начало исторической эпохи, которую принято называть ранним железным веком. Продлится она примерно до середины IV в. н.э.
Производство и использование железных вещей приведёт к серьезным изменениям в области хозяйства и общественных отношений. Возросшая производительность труда способствовала появлению дополнительного прибавочного продукта, а это в свою очередь способствовало развитию новых форм общественной организации. Усиливается имущественное и социальное расслоение, война становится выгодной формой деятельности. Появляются первые государственные образования.
Среди народов, оставивших яркий след в северокавказской истории на заре раннего железного века, были скифы. Они прославились в войнах с такими могущественными государствами Передней Азии, как Ассирия, Урарту, Мидия, Нововавилонское царство. Скифы появились в степях Северного Причерноморья в конце VIII - начале VII вв. до н.э., вытесненные с территории Южной Сибири своими соседями-массагетами. Отсюда они двинулись в Закавказье и Переднюю Азию.
В 70-е годы VII в. до н.э. скифский вождь Ишпакай вместе с государствами Манну и Мидия сражался против ассирийцев. Затем скифы уже на стороне Ассирии сражались против вчерашних союзников. Они нанесли поражение мидийскому царю Киаксару, пытавшемуся захватить ассирийскую столицу Ниневию, а затем двинулись в Палестину. Угроза от их нашествия была столь велика, что египетский фараон Самметих предпочел откупиться от них богатыми дарами. Повернувшие назад скифы в очередной раз решают сменить союзников. В 612 г. до н.э. они помогают Мидии и Вавилону захватить и разграбить Ниневию. Создав прообраз паразитического государства, кочевники «все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную им дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа» (Геродот). В итоге скифы стали жертвами мидян. Их царь Киаксар, выдавая себя за друга скифов, создал с их помощью хорошо подготовленную конницу. Затем, пригласив скифских вождей на пир и напоив допьяна, он приказал перебить их. Оставшись без предводителей, скифы отошли на северо-запад Малой Азии, но и там не смогли закрепиться и вернулись в итоге туда, откуда пришли.
Считается, что в описанных событиях принимали участие далеко не все скифские силы. Значительная их часть оставалась на Северном Кавказе, куда отсылалась захваченная в походах добыча. Часть этой добычи в дальнейшем оказалась погребена в «царских» курганах, которые возводились над могилами скифских вождей, возможно, ближайших родственников тех, кто нашел свою смерть от рук коварных мидийцев (курганные группы у села Александровского и села Новозаведенного Ставропольского края, Келермесские курганы в Адыгее и др.).
В результате походов скифы испытали заметное культурное воздействие со стороны тех народов, с которыми им пришлось столкнуться. После их возвращения из Передней Азии мы видим уже далеко не тех скифов, которые были раньше. Они составили господствующую группу кочевников - «царских скифов», которые считали себя владыками всех остальных племен скифского мира.
Возникшая Скифия представляла собой симбиоз оседло-земледельческих и кочевых скотоводческих племен. Скифы поддерживали контакты с греческими городами-полисами Крыма и Северного Причерноморья. В 514 - 512 гг.
Обратите внимание: Этот день в истории.
до н.э. скифы во главе со своим царем Иданфирсом отразили нашествие могущественного персидского царя Дария, который с трудом сумел вырваться из устроенной ему западни. Эта победа способствовала росту военного авторитета скифов. Они предпринимают ряд успешных вторжений на Балканский полуостров, воюют с греками. Но только военными конфликтами связь между ними не ограничивается.Скифы воспринимают элементы эллинской культуры. В скифских курганах встречаются греческие предметы вооружения, украшений, керамики и т.п.
К IV в. до н.э. скифское могущество достигает своего апогея. Ими было создано рабовладельческое полукочевое государство во главе с царем Атеем. Но, потерпев поражение от Филиппа Македонского в 339 г. до н.э., скифы постепенно утратили свое могущество и были вытеснены родственными племенами сарматов. Окончательный удар скифам в сер. III в. н.э. нанесли готы.
Общественное устройство скифов в начале их истории можно охарактеризовать как военную демократию. В скифском обществе наиболее почитались удачливые воины. Чтобы заслужить признание соплеменников, скиф должен был представить голову врага. Только после этого он мог претендовать на долю в добыче и на право участвовать в устраиваемых вождём пирах. Скифы практиковали кровавые жертвоприношения богу войны, которого олицетворял короткий скифский меч - акинак. Они снимали с поверженных врагов скальпы и использовали их как полотенца, из черепов делали чаши, а кожей украшали колчаны для стрел - гориты. Широко был развит обычай кровной мести.
Скифы почитали своего прародителя, божество Папая и его супругу, богиню земли Апи. Богиней плодородия считалась Аргимпаса, а покровителем коней и владыкой стихий был Тагимасад. Он по своим качествам был близок греческому Гераклу. Для своих богов скифы возводили большие курганы из хвороста и один раз в год приносили в жертву пленных, которым отсекали голову и правую руку. Практиковались и жертвы скотом, мясо которых доставалось жрецам и жертвователям. Жрецами выступали энареи - гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам».
Скифское хозяйство, первоначально кочевое, со временем стало сочетать элементы земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Скифы выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобы, лук, чеснок. Землю обрабатывали деревянными плугами и железными мотыгами, а урожай собирали серпами и косами. Скифы разводили крупный и мелкий рогатый скот, коней. В пищевом рационе скифов помимо хлеба и мяса было много молочных продуктов.
Скифы достигли высокого уровня мастерства в металлургии и металлообработке. Они занимались изготовлением деревянных изделий (кибиток, луков, посуды и т.п.) и резьбой по кости. Гончарное производство большого распространения не получило. Изделия из глины предпочитали выменивать у греческих мастеров.
Широкую известность получил «скифо-сибирский звериный стиль» - особая манера исполнения изображений животных - не только реально существующих хищников, копытных и птиц, но и мифических крылатых существ - грифонов, с туловищем льва и головой орла.
Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.
Еще по теме здесь: История.
Источник: Скифы в истории Северного Кавказа.