Скифы в истории Северного Кавказа

Клычников Ю.Ю.

С VIII-VII вв. до н.э. на Северном Кавказе начинают распространяться изделия, изготовленные из железа. Это ознаменовало со­бой начало исторической эпохи, которую принято назы­вать ранним железным веком. Продлится она примерно до середины IV в. н.э.

Производство и использование железных вещей при­ведёт к серьезным изменениям в области хозяйства и об­щественных отношений. Возросшая производительность труда способствовала появлению дополнительного приба­вочного продукта, а это в свою очередь способствовало развитию новых форм общественной организации. Усили­вается имущественное и социальное расслоение, война становится выгодной формой деятельности. Появляются первые государственные образования.

Среди народов, оставивших яркий след в северокав­казской истории на заре раннего железного века, были скифы. Они прославились в войнах с такими могущест­венными государствами Передней Азии, как Ассирия, Урарту, Мидия, Нововавилонское царство. Скифы появились в степях Северного Причерноморья в конце VIII - начале VII вв. до н.э., вытесненные с территории Южной Сибири своими соседями-массагетами. От­сюда они двинулись в За­кавказье и Переднюю Азию.

В 70-е годы VII в. до н.э. скифский вождь Ишпакай вместе с государствами Манну и Мидия сражался против ассирийцев. Затем скифы уже на стороне Ассирии сражались против вчерашних со­юзников. Они нанесли поражение мидийскому царю Киаксару, пытавшемуся захватить ассирийскую столицу Нине­вию, а затем двинулись в Палестину. Угроза от их нашест­вия была столь велика, что египетский фараон Самметих предпочел откупиться от них богатыми дарами. Повер­нувшие назад скифы в очередной раз решают сменить со­юзников. В 612 г. до н.э. они помогают Мидии и Вавилону захватить и разграбить Ниневию. Создав прообраз парази­тического государства, кочевники «все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную им дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа» (Геродот). В итоге скифы стали жертвами мидян. Их царь Киаксар, выдавая себя за друга скифов, создал с их помощью хорошо подго­товленную конницу. Затем, пригласив скифских вождей на пир и напоив допьяна, он приказал перебить их. Остав­шись без предводителей, скифы отошли на северо-запад Малой Азии, но и там не смогли закрепиться и вернулись в итоге туда, откуда пришли.

Считается, что в описанных событиях принимали участие далеко не все скифские силы. Значительная их часть оставалась на Северном Кавказе, куда отсылалась захваченная в походах добыча. Часть этой добычи в дальнейшем оказалась погребена в «царских» курганах, кото­рые возводились над могилами скифских вождей, возмож­но, ближайших родственников тех, кто нашел свою смерть от рук коварных мидийцев (курганные группы у села Александровского и села Новозаведенного Ставропольско­го края, Келермесские курганы в Адыгее и др.).

В результате походов скифы испытали заметное культурное воздействие со стороны тех народов, с кото­рыми им пришлось столкнуться. После их возвращения из Передней Азии мы видим уже далеко не тех скифов, которые были раньше. Они составили господствующую группу кочевников - «царских скифов», которые считали себя владыками всех остальных племен скифского мира.

Возникшая Скифия представляла собой симбиоз оседло-земледельческих и кочевых скотоводческих пле­мен. Скифы поддерживали контакты с греческими города­ми-полисами Крыма и Северного Причерноморья. В 514­ - 512 гг.

Обратите внимание: Этот день в истории.

до н.э. скифы во главе со своим царем Иданфирсом отразили нашествие могущественного персидского царя Дария, который с трудом сумел вырваться из устроенной ему западни. Эта победа способствовала росту военного авторитета скифов. Они предпринимают ряд успешных вторжений на Балкан­ский полуостров, вою­ют с греками. Но толь­ко военными конфлик­тами связь между ними не ограничивается.

Скифы воспринимают элементы эллинской культуры. В скифских курганах встречаются греческие предметы вооружения, украше­ний, керамики и т.п.

К IV в. до н.э. скифское могущество достигает своего апогея. Ими было создано рабовладельческое полукочевое государство во главе с царем Атеем. Но, потерпев пораже­ние от Филиппа Македонского в 339 г. до н.э., скифы по­степенно утратили свое могущество и были вытеснены родственными племенами сарматов. Окончательный удар скифам в сер. III в. н.э. нанесли готы.

Общественное устройство скифов в начале их исто­рии можно охарактеризовать как военную демократию. В скифском обществе наиболее почитались удачливые вои­ны. Чтобы заслужить признание соплеменников, скиф должен был представить голову врага. Только после этого он мог претендовать на долю в добыче и на право участво­вать в устраиваемых вождём пирах. Скифы практиковали кровавые жертвоприношения богу войны, которого олице­творял короткий скифский меч - акинак. Они снимали с поверженных врагов скальпы и использовали их как поло­тенца, из черепов делали чаши, а кожей украшали колчаны для стрел - гориты. Широко был развит обычай кровной мести.

Скифы почитали своего прародителя, божество Папая и его супругу, богиню земли Апи. Богиней плодородия считалась Аргимпаса, а покровителем коней и владыкой стихий был Тагимасад. Он по своим качествам был близок греческому Гераклу. Для своих богов скифы возводили большие курганы из хвороста и один раз в год приносили в жертву пленных, которым отсекали голову и правую руку. Практиковались и жертвы скотом, мясо которых достава­лось жрецам и жертвователям. Жрецами выступали энареи - гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам».

Скифское хозяйство, первоначально кочевое, со вре­менем стало сочетать элементы земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Скифы выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобы, лук, чеснок. Землю обрабатывали дере­вянными плугами и железными мотыгами, а урожай соби­рали серпами и косами. Скифы разводили крупный и мел­кий рогатый скот, коней. В пищевом рационе скифов по­мимо хлеба и мяса было много молочных продуктов.

Скифы достигли высокого уровня мастерства в ме­таллургии и металлообработке. Они занимались изготов­лением деревянных изделий (кибиток, луков, посуды и т.п.) и резьбой по кости. Гончарное производство большо­го распространения не получило. Изделия из глины пред­почитали выменивать у греческих мастеров.

Широкую известность получил «скифо-сибирский звериный стиль» - особая манера исполнения изображений животных - не только реально существующих хищников, копытных и птиц, но и мифических крылатых существ - грифонов, с туловищем льва и головой орла.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Скифы в истории Северного Кавказа.