СОЕДИНЕНИЯ

СОЕДИНЕНИЯ

Строим мы дома или мосты, собираем машины или мебель, выпускаем книги или журналы — во всех случаях нам приходится соединять между собой различные детали. И в каждом случае мы выбираем свой, и подчас весьма сложный, способ соединения.

В книге  листы сначала соединены нитками в единый блок и приклеены клеем к сторонкам переплета. Деревянные книжные полки соединены на шипах и склеены клеем, а часть деталей прикреплена при помощи гвоздей и шурупов. Кирпичи стен здания прочно связаны между собой  цементным  раствором,  а  опоры линий

электропередачи удерживаются на своих фундаментах толстыми анкерными болтами. Очень много различных соединений применяют в машиностроении. Одни детали машин соединяют «раз и навсегда» (неразборные соединения), другие — так, чтобы их можно  было разобрать и собрать вновь (разборные соединения), а третьи — чтобы они могли перемещаться относительно друг друга в определенном направлении (подвижные соединения) .

Неразборные соединения получают пайкой, запрессовкой одной детали в другую, клепкой, а чаще всего — сваркой. Разборные соединения, как правило; выполняют при помощи болтов с гайками или винтов. А чтобы они не развинтились от вибрации, применяют дополнительные стопорящие детали, контргайки, различные фигурные и пружинящие шайбы и шплинты.

Есть и иные типы разборных соединений. Шкивы, зубчатые колеса и другие вращающиеся детали соединяют с валом при помощи выступов, равномерно расположенных на одной из деталей, которые входят в пазы другой (шлицевое соединение). Эти же детали часто крепят с помощью шпонки, входящей одновременно в бал машины и в соединяемую с ним деталь (шпоночное соединение).

Иногда такие соединения бывают подвижными — они позволяют перемещать вращающиеся детали вдоль оси вала. Для соединения 2 валов применяют муфты, а для соединения труб — фитинги (ниппели, угольники).