В апреле 2020 года на экраны выходит российский фантастический триллер "Спутник", поднявший определённую долю шума на западе.
СССР, 1983 год. Двое советских космонавтов на космическом корабле делятся друг с другом о своих планах, которыми займутся, когда приземлятся на поверхность. Непринуждённую беседу прерывает шум извне, источник которого в итоге приводит к падению корабля. На Земле космонавтов помещают в специальный засекреченный центр под присмотром военных.
Позже нам показывают некоего полковника КГБ Семирадова (Фёдор Бондарчук), руководителя того самого центра, который пришёл завербовать к себе врача-нейрофизиолога Татьяну (Оксана Акиньшина), прославившуюся в своём институте рискованными и опасными методами лечения пациентов, которые действительно оказывались эффективными.
Роль Татьяны состоит в том, чтобы выяснить, что происходит с космонавтом Константином Вишняковым (Пётр Фёдоров), когда тот пребывает в состоянии сна.
Оказывается, в космосе к Вишнякову и его товарищу, второй не смог перенести вмешательства извне ввиду болезни, прицепился инопланетный паразит. Сейчас пришелец находится в теле Вишнякова и выходит из него лишь ночью, в строго определённое время. Паразит питается заключенными-смертниками, которых к нему приводят военные. Насытившись, существо возвращается в тело хозяина, который сначала отрицает, что помнит хоть что-либо, когда паразит покидает его тело.
Узнав все ужасы, которые происходят на базе с Вишняковым, Татьяна пытается помочь ему в избавлении от паразита, которого, как оказалось, Константин хоть и практически не может контролировать, но все видит и чувствует, что чувствует паразит. Бесконечные попытки разделить их приводят Татьяну к страшному выводу, что они стали единым целым и отделение их друг от друга для обоих означает смерть.
Для российской фантастики данную картину, действительно, можно назвать неплохой. Фильм выдерживает атмосферу напряжённости и безысходности. В рамках мирового масштаба, сюжет нельзя назвать оригинальным, но именно для российского кино, картина выглядит весьма достойно. В отличие от тех же фильмов "Чужие" или "Живое", акцент сделан совсем не на спецэффекты или динамичную атмосферу, он направлен на саму гнетущую атмосферу картины, на внутренние переживания и борьбу героев, на их поступки, на которые они в итоге идут ради спасения других.
Кроме того, на протяжении всего фильма нам показывают ребёнка в детском доме, который, несмотря на проблемы с ногами, пытается достать с верхней полки шкафа роликовые коньки, за что его постоянно ругает воспитательница. И все повествование сводит нас мыслями к тому, что это брошенный сын Вишнякова, которого он собирался забрать оттуда, о чем говорил ещё в самом начале фильма. Но в этом и есть большая интрига и концовка фильма, которую я все же не буду здесь раскрывать.
Фильм о конфликте интересов, о силе человеческого характера, которую демонстрируют люди, когда на одну чашу весов становится наука и конфиденциальность, а на другую - человеческая жизнь. На что пойдут герои в итоге?
Сам фильм чётко даёт понять, что слово "герой" в советских реалиях было сильно гипертрофировано и выставлено для общественности так, как было удобно государству.
Конечно, у картины множество сюжетных дыр, но я считаю, что идеальных сценариев не существует. Несмотря на это, снятый на небольшую сумму, практически в паре локаций фильм, достоин внимания. Особенно на фоне того, что в последнее время выходит на экраны.
Возможно, вы посмотрите его всего раз, возможно, в нем предсказуем концовка, но сама атмосфера сделала картину такой, что её хочется смотреть.