Счетная палата в ходе контроля за реализацией федерального проекта «Европа — Западный Китай» пришла к неутешительным выводам и обратилась в прокуратуру. Однако необходимость быстрого строительства этой дороги не должна вызывать сомнений.
Счетная палата РФ рекомендовала после очередной проверки обновить паспорт федерального проекта «Строительство автомобильных дорог в международном транспортном коридоре Европа — Западный Китай» (ЭЗК). В частности, контролирующее ведомство предлагает уточнить стоимость строительства трассы М-12 Москва-Нижний Новгород-Казань».
Дорога втридорога
«Объем финансирования строительства трассы М-12 недостаточен», — заявил аудитор Валерий Богомолов на заседании коллегии по итогам проверки. - Так, в соответствии с паспортом проекта, на строительство М-12 отводится 622 миллиарда рублей. При этом, согласно утвержденной проектно-сметной документации, стоимость строительства составляет 911 млрд рублей. В связи с этим паспорт к федеральному проекту и сопутствующие программные документы требуют уточнения».
При строительстве трассы необходимо провести дополнительные работы по противокарстовым и противолавинным мероприятиям на территориях Нижегородской области и Республики Татарстан. «На данный момент в проектной документации эти работы не предусмотрены», — уточнил Валерий Богомолов.
Еще одной причиной корректировки стали высокие темпы финансирования и реализации мероприятий всего федерального проекта.
«Высокий темп финансирования позволил госкомпании в августе-октябре 2022 года досрочно ввести в эксплуатацию участки автомобильной дороги М-12 общей протяженностью 48 983 км в Московской и Владимирской областях. В декабре 2022 года участки 1 и 2 М- 12-я очередь строительства протяженностью 57,6 км во Владимирской области завершена с опережением графика, что подтверждает необходимость уточнения параметров паспорта федерального проекта в части включения дополнительных результатов и контрольных точек в план его реализации», — заявил по этому поводу ревизор.
По результатам проверки Счетная палата также обратила внимание на то, что в связи с плановой оптимизацией средств федерального бюджета будет отремонтировано только 40,4 км из 814,6 км федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора и входящих в международную трассу ЕЗК до 2024 года. Кроме того, в ходе проверки выявлены отдельные нарушения, допущенные ГК «Автодор» при реализации проектной деятельности на сумму 170 млн руб. В связи с этим Счетная палата направила обращение в Генеральную прокуратуру РФ.
«Пересмотр объемов финансирования крупных транспортно-инфраструктурных проектов, особенно имеющих стратегическое значение для экономики страны, следует воспринимать как общепринятый и функционирующий процесс на транспортном рынке со стороны Минтранса России, государственной компании «Автодор» и заканчивая носителями. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2022 г. № 1601-р с текущего года осуществляется в рамках пятилетнего плана, согласно которому проектные затраты на строительство Автодорога М-12 на участке Москва-Казань на перспективу до 2027 года составляет 901,5 млрд рублей, что на 100 млрд рублей превышает оценку госкорпорации «Автодор» с осени 2022 года (800 млрд рублей). Рост затрат на строительство связан с удорожанием стройматериалов, что является вполне объективным фактором, отмечает «Эксперт» заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных производств ИЭМ РАНХиГС Дмитрий Агафонов.
- На государственном уровне этому проекту уделяется особое внимание.
Обратите внимание: 3 фактора эффективной работы торгового холодильного оборудования.
Несмотря на внешнеполитическую конъюнктуру, в целях ускорения дорожного строительства трассы М-12 Правительство Российской Федерации распоряжением № 1757-р от 30 июня 2022 г дополнительно выделило 28 млрд руб. Источник финансирования - Резервный фонд Правительства Российской Федерации. Эту программу можно считать важнейшим антикризисным пакетом: ее поэтапная реализация позволит сохранить внутренний спрос на товарных рынках, обеспечить рабочие места в регионах и не допустить резкого роста логистических издержек.Важность проекта видна на географической карте – трасса будет обслуживать хозяйствующие субъекты Московской области, Нижегородской и Самарской областей, республик Татарстан и Башкортостан. Это регионы высокой социально-экономической стабильности с высоким уровнем валового регионального продукта», — отметил эксперт.
Регионам нужен драйвер
Между тем дорожное строительство в России, к сожалению, традиционно является одной из тех сфер, где коррупция достигает больших масштабов, что увеличивает затраты и значительно снижает качество.
«В стройках, особенно сложных и крупных, на практике могут быть отклонения от календарного плана, бюджета проекта в пределах 20%. Подобные отклонения на самом деле могут объясняться колебаниями курса валют, проблемами со снабжением, незарегистрированными расходами, форс-мажорными обстоятельствами. При отклонении в 50% и более, особенно в суммах в сотни миллиардов рублей, как в федеральном проекте "Европа - Западный Китай", скорее можно говорить либо о грубых ошибках в расчетах, что в проектах вызывает сомнение такого порядка величины или причиной коррупции. Можно было бы ожидать, что такие факты, выявленные Счетной палатой, станут предметом тщательной проверки со стороны прокуратуры и других правоохранительных органов», — прокомментировал «Эксперту» результаты доцент кафедры народного хозяйства РУДН Сергей Зайнуллин аудита.
При этом эксперт считает, что развитие транспортной инфраструктуры, особенно дорог, проходящих практически по всей России, имеет решающее значение, поэтому значительные инвестиции в них оправданы. «Речь идет не только о переориентации внешней торговли России с запада на восток с Китаем, Средней Азией, а через нее с Ираном, Индией, Пакистаном и странами Юго-Восточной Азии. А строительство такого маршрута может ускорить доставку грузов от западных границ России до Китая до 10 дней и обратно, что удешевит грузоперевозки. И этот транспортный маршрут нужен уже сейчас», — отметил Сергей Зайнуллин, добавив, что развитие транзитных магистралей и сопутствующей инфраструктуры — мостов, линий электропередач, путепроводов, а также сопутствующий им рост спроса на продукцию и услуги со стороны местных компаний — может стимулировать взрывное экономическое и социальное развитие регионов и стать его драйвером.
Сергей Санакоев, заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, президент АНО «Центр исследований и прогнозирования развития Азиатско-Тихоокеанского региона», согласился с тем, что «Строительство автомобильных дорог в международном транспортном коридоре Европа – Западный Китай» является стратегически важный проект и для нашей страны, отметив, что этот коридор нужен в нынешней геополитической ситуации как никогда. «Подобные проекты оказались востребованными и важными для российской экономики», — подчеркнул он в беседе с корреспондентом «Эксперта».
Однако реализация ориентированных на восток инфраструктурных проектов в последние годы нередко сталкивалась с противодействием прозападного лобби, утверждавшего, что таким образом Россия лишь попадет в зависимость от Китая, а транспортные пути, соединяющие центральные районы РФ с западные районы Китая были нужнее китайцам, чем нам. «Что касается заключения Счетной палаты, то хорошо, если мы говорим о борьбе с коррупцией, а не о борьбе с проектами такого плана, как ЭЗК», — заключил Сергей Санакоев.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.