Эта бронемашина занимает особое место в отечественном танкостроении, находясь в промежуточной нише между Т-34-85 и Т-54, - это первый танк, созданный исходя из условий применения в ходе ядерной войны. Работая в этом направлении, конструкторы неоднократно пытались усовершенствовать «тридцатьчетверку». Одной из первых попыток стал проект модернизированной машины Т-34М, но начавшаяся война изменила планы.
Следующий проект - Т-43 - завершился постройкой двух опытных машин в 1943 году. При этом в его конструкции удалось использовать около 80% деталей и агрегатов предшественника, включая пушку Ф-34 и 500-сильный двигатель В-2. Новыми были торсионная подвеска опорных катков, пятискоростная КПП (на Т-34 стояла 4-скоростная КПП), более толстая броня корпуса и башни. Помимо этого, люк механика-водителя был перенесен на правую сторону корпуса, а курсовой пулемет ДТ калибра 7,62 мм - в маску орудия. Экипаж был сокращен до четырех человек. Танк получил новую увеличенную трехместную литую башню с командирской башенкой и диаметром погона 1600 мм, а также некоторые другие мелкие изменения. В марте 1943 года начались заводские испытания, которые показали, что ходовые качества потяжелевшей машины, достигшей веса в 34,1 тонны при прежней силовой установке, заметно ухудшились.
К тому же, после испытаний трофейного танка PzKpfw VI «Тигр» выяснилось, что снаряды 76-мм пушки Ф-34 не пробивают его броню. Это стало сигналом для оснащения отечественных танков пушками Д-5 калибра 85 мм. Но сделать быстро это не удалось, поскольку башню пришлось перекомпоновывать. И не только под новое орудие, но и сократив в ней число членов экипажа до двух человек. Машину испытали в боевых условиях на Курской дуге и, несмотря на недостатки, 15 июля по решению ГКО ее приняли на вооружение со старой 76-мм пушкой Ф-34М. Однако до массового производства дело не дошло из-за возможного снижения выпуска ранее освоенных в производстве боевых машин.
В том же году после битвы на Курской дуге, когда наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне, на Уральском танковом заводе № 183 в Нижнем Тагиле под руководством А.А. Морозова продолжились поиски облика новой, еще более сильной замены Т-34. Создание новой машины - процесс довольно трудоемкий и продолжительный, поэтому не удивительно, что после Т-43 на свет появилась модификация «тридцатьчетверки» с новой башней и пушкой калибра 85 мм. Танк быстро освоили в производство, а его башню использовали в Т-44.
Создавая эту модель, конструкторы уплотнили ее компоновку, применив поперечное расположение двигателя и, переместив боекомплект с пола боевого отделения в носовую часть, сократили экипаж с пяти до четырех человек, перенеся люк водителя на крышу корпуса. Последнее позволило довести толщину передней брони корпуса до 180 мм. При этом планировалась и новая башня под 85-мм пушку Д-5Т, но производственники не смогли тогда осуществить нарезку зубчатого венца башни диаметром 1600 мм, поэтому на первый опытный образец танка пришлось поставить башню от Т-34-85.
Помимо башни для опытного Т-44 с 520-сильным двигателем В-2-УМ, созданном на базе В-2-ИС, от Т-34-85 полностью заимствовали электро- и радиооборудование. При этом башенку механика-водителя со смотровым люком перенесли на левый борт корпуса.
Машину собрали в декабре 1943-го и в январе следующего года приступили к ее испытаниям. Полученные характеристики почти полностью соответствовали требованиям заказчика. Танк по проходимости не уступал Т-34-85, его максимальная скорость на шоссе составила 52 км/ч, что лишь на 4 км/ч меньше заданной. Бронекорпус выдерживал попадания снарядов, выпущенных с расстояния 300 метров из немецкого противотанкового 75-мм орудия РаК 40. Т-44 оказался устойчивым и к выстрелам из пушки танка «Тигр».
За время испытаний машина прошла около 1100 км, и если случались поломки, то они быстро устранялись экипажем.
В феврале 1944 года было изготовлено два образца Т-44 с пушками Д-5-44, но уже на третьем опытном образце орудие заменили на ЗИС-С-53 того же калибра. Испытания и поиски окончательного «лица» машины продолжались до середины 1944 года. Меняли орудия, совершенствовали трансмиссию. Это позволило уже в августе получить эталонный образец танка Т-44А будущей первой серии с пушкой С-53 и двумя пулеметами ДТ. Лобовая броня башни составила 110 мм, бортовая - 80 мм, а корпуса во фронтальной проекции - 90 мм Но мощности двигателя все же не хватало. Решить поставленную задачу удалось два месяца спустя после замены мотора более мощным дизелем В-2-44.
Надо отметить, что работа по совершенствованию Т-44 в конструкторском бюро Морозова развернулась сразу над несколькими вариантами: Т-44А, Т-44Б и Т-44В.
Производство Т-44А началось в сентябре 1944 года на заводе № 75 в Харькове в кооперации со смежными предприятиями, поставлявшими комплектующие изделия, включая башни и корпуса. Первые пять машин завод изготовил в ноябре, а к середине января следующего года заказчик получил еще 25 танков Т-44А. Но назвать их появление абсолютным успехом танковой промышленности было нельзя, поскольку в новой модели остался не устраненным ряд дефектов. Так, например, пришлось ликвидировать башенку механика-водителя, оставив крышку люка и смотровую щель.
В ноябре 1944 года на заводе в Нижнем Тагиле собрали первый опытный экземпляр танка Т-44Б с двигателем В-2-44. Он отличался монолитным лобовым листом бронекорпуса, усиленным дном и орудием С-53 с увеличенным боекомплектом. Заводские испытания модели начались в ноябре 1944-го, а в 1 марта следующего года она выдержала государственные испытания в НИБТ на полигоне в подмосковной Кубинке. Валовое производство развернулось на том же заводе № 75 в Харькове, где планировалось изготовить 1200 таких машин.
Первые танки валовой серии считались ограниченно годными, поскольку ряд их узлов, включая бортовые передачи и торсионные валы, не обладали требуемой надежностью. Довести их до кондиции удалось лишь к середине 1945 года, и первую партию Т-44Б отправили на Дальний Восток, где собирались силы для обуздания японских милитаристов.
Но в боях побывать им не довелось. Правда, в 1956 году танку довелось участвовать в подавлении вооруженного восстания в Венгрии.
В декабре 1944 года конструкторы предложили третий вариант машины Т-44В со 100-мм пушкой Д-10Т. При этом толщину лобовой брони башни увеличили до 130 мм, а бортовой - до 90 мм. Однако до реализации проекта дело не дошло, а столь мощное орудие установили на Т-44Б. Танк под обозначением Т-44-100 поступил на испытания, но завершить их не удалось. Отдача орудия оказалась столь большой, что при выстреле танк раскачивался, сбивая прицел.
Затем на огневые испытания предъявили Т-44-100 с пушкой ЛБ-1 и зенитной пулеметной установкой с крупнокалиберным пулеметом ДШК. Помимо этого, предусмотрели защиту от кумулятивных снарядов в виде стальных экранирующих листов по его бортам. Танк выдержал огневые испытания, за исключением того, что дульный тормоз оказался недостаточно эффективным и во время выстрела демаскировал машину.
К проекту Т-44 В со 100-мм пушкой Д-10Т вернулись после войны. После доработки он получил обозначение Т-54, но это уже другая история…
Сегодня машины семейства Т-44 можно пересчитать по пальцам и увидеть их лишь на музейных стоянках.
Сергей САФОНОВ