Трансмиссионные масла служат для смазки высоконагруженных зубчатых передач (трансмиссий) различного типа (цилиндрических, конических, гипоидных, червячных и др.), а также являются гидравлическим рабочим телом для передачи мощности в гидромеханических коробках передач. Конструкция и рабочий режим редукторов и трансмиссий (механических коробок передач, раздаточных коробок, ведущих мостов автомобилей, трансмиссий тракторов и гусеничной техники и других передаточных агрегатов) определяют требования к качеству трансмиссионных масел.
Линейные скорости скольжения в передачах изменяются от 1,5-3,0 до 20-25 м/с, контактные давления на поверхности зацепления зубьев шестерен достигают 2 000-4 ООО МПа, рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий может изменяться от минус 10 до 60 °С (при пуске агрегатов), до 60-130 °С (рабочий режим) и даже до 160-200 °С (высоконагруженные агрегаты в жаркой климатической зоне). Поэтому к трансмиссионным маслам по сравнению с моторными предъявляются повышенные требования по долговременному обеспечению определенных значений вязкости, а также к вязкостно-температурным, смазочным (противоизносным и противозадирным), противокоррозионным и защитным свойствам. Классификация и обозначение трансмиссионных масел приводятся в ГОСТ 17479.2-85.
Трансмиссионные масла делятся на пять групп по рабочим условиям применения от TM 1 (без присадок) до ТМ 5 (с высокоэффективными присадками) и на 4 класса по вязкости при 100 °С по средним ее значениям 9, 12, 18 и 34 мм2/с. Например, универсальное масло марки ТМ 5-18 (ТАД-17и по старой классификации) изготавливают из смеси дистиллятного и остаточного базовых масел, содержащей многофункциональную серофосфорсодержащую, а также депрессорную и антипенную присадки. Оно имеет индекс вязкости 100 и плотность 903 кг/м3, применяется для наиболее нагруженных гипоидных передач для контактных давлений до 2 000 МПа, высоких скоростей и рабочей температуре до 150 °С и температуре застывания до минус 25 °С, используется для автомобилей ВАЗ и другой техники.
Производство трансмиссионных масел в России не превышает 2 % от общего количества масел. В табл. 2.23 приведены показатели качества некоторых российских и зарубежных трансмиссионных масел.