Убийцей Лермонтова, лишившим свое Отечество величайшего поэта, был русский человек, солдат, патриот - Николай Соломонович Мартынов

15 июля 1841 года на горе Машук в Пятигорске прогремел роковой выстрел, прервавший жизненный путь великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. За четыре года до этого события в Петербурге на Черной реке Пушкин попал в руки Жоржа Дантеса и зашло солнце русской поэзии. Закат, чтобы вновь встать в образе юного Лермонтова. И вот снова. Снова закат.

Но на этот раз «пустое сердце» не билось в груди французского карьериста ровным счетом. Убийцей Лермонтова, лишившего отечества величайшего поэта, был русский человек, солдат, патриот - Николай Соломонович Мартынов.

Два поэта

Николай Мартынов родился 9 октября 1815 года в Нижнем Новгороде в знатной, обеспеченной семье. Вскоре после его рождения родители забрали мальчика в свое подмосковное имение Мартыново-Знаменское, где он провел свое детство, играя со своими многочисленными братьями и сестрами.

Когда пришло время, отец отдал Николая в юнкерское училище. Именно здесь Мартынов познакомился с Мишей Лермонтовым — едким, насмешливым, но невероятно талантливым мальчиком. Николай и Майкл стали друзьями. На уроках фехтования на эспадронах Мартынов был постоянным партнером Лермонтова.

Михаил писал прекрасные стихи, и все это знали. Мартынов тоже тайком сочинял и считал себя, как и все мальчишки, поэтом не хуже Лермонтова.

Однажды Николай показал Михаилу свои стихи в надежде на одобрение, но тот отзывался о них с иронией. Мартынов выстоял, но затаил злобу на товарища.

Солнце и песчинка, красавец и карлик

Вскоре Михаил Юрьевич прославился на всю страну, его стихотворение о смерти Пушкина прогремело по России набатом. За этими стихами Лермонтов отправился в свою первую ссылку на Кавказ. Мартынов своими стихами покорял только сердца салонных дам, да и то не всегда.

Тем не менее Николай себя ни в чем не уступал Лермонтову. Наоборот, несмотря на успехи Михаила, Мартынов был уверен, что он гораздо лучше и как поэт, и как прозаик. Просто его стихи "не вписались в поток".

Николай Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г

До нас дошло не так много образцов творчества Мартынова, но даже неспециалист, сравнивая их с произведениями Лермонтова, скажет, что это все равно, что сравнивать солнце и песчинку.

Но Мартынов не считал себя песчинкой в ​​литературном море. Он не мог примириться с тем, что поэтический талант Лермонтова неизмеримо больше. Мартынов приобрел чудесную внешность — высокий, широкоплечий, мужественное лицо. Некрасивый человечек Лермонтов получил талант. И Мартынов никак не мог смириться с этим.

Однако Михаил Юрьевич, которого в юнкерском училище прозвали Горбуном, тоже не мог смириться с тем, что всегда чувствовал себя рядом с Мартыновым нелепым карликом.

Заочная полемика

У Николая Соломоновича, как и у других писателей, была заочная полемика с Лермонтовым на страницах его произведений.

11 июля 1840 года Николай и Михаил приняли участие в кровопролитном сражении с горцами на реке Валерик у Грозной крепости. Оба писали об этом стихи. «Валерик» — самое сильное антивоенное стихотворение Лермонтова, где он зримо показывает страдания, которые война приносит людям, и задает философские вопросы о том, почему божьи твари истребляют друг друга. В поэме Мартынова «Герзель-аул» акценты совсем другие: это типичные ура-патриотические, лояльные стихи, оправдывающие царскую «тактику выжженной земли» на Кавказе.

Прочитав «Героя нашего времени», Мартынов увидел себя в Грушницком, а свою сестру Наталью в княгине Марье. В целом Николай Соломонович согласился с оценкой, которую царь дал роману Лермонтова: «Такие романы разрушают нравы и разрушают характер".

В своем рассказе «Гуаша» Мартынов ссорится с другом, пытается вывести образ «правильного» героя, который ведет себя с дамами иначе, чем Печорин. Николай Соломонович не понимает, но его герой оказывается натуральным Грушницким.

В лирике Мартынова ярко проявляется болезненная гордыня, нетерпимость к чужому мнению и даже некоторая жестокость характера.

Сестра

За уже упомянутой сестрой Мартынова, Натальей Лермонтовой, когда-то ухаживал. Мартынов узнал приемы, которые использовал Мишель, пытаясь усмирить Наталью, прочитав о том, как Печорин вскружил голову княгине Марье. В романе все закончилось громоподобными словами «Я тебя не люблю», сказанными девушке, любви которой так старательно добивался Печорин.

В жизни все было совсем иначе. Разговоры о том, что Мартынов защищал честь сестры и уж тем более, что Лермонтов распускал дурные слухи о Наталье, — это миф, не имеющий под собой никаких оснований. Честь Натальи во время общения с Михаилом Юрьевичем никоим образом не пострадала. Лермонтов был элегантен, остроумен, исключительно вежлив и благороден.

И все же сам факт, что Михаил мог подшутить над сестрой, беспокоил Мартынова, заставлял его воображать то, чего на самом деле не было.

Буря

В тот день над горой Машук была страшная буря. И страшная буря долго - очень долго собиралась в душе Мартынова. Николай Соломонович мучительно «собирал» все обиды, даже самые мелкие, которые наносил ему Лермонтов. В коллекцию вошли даже невинные детские прожилки. Что уж говорить о таких «грехах», как, например, иронические замечания Михаила Юрьевича к романтической поэме Мартынова.

Последней каплей, переполнившей терпение Николая Соломоновича, стали события, происшедшие в пятигорском доме генерала Верзилина вечером 13 июля 1841 года.

Лермонтов и Мартынов заботились о трех генеральских дочерях, уделяя особое внимание красавице Эмилии Верзилиной.

Обратите внимание: Древнерусский детектив: кто на самом деле убил Бориса и Глеба?.

Девушка больше благоволила Мартынову: ее красивая внешность затмевала поэтический гений.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Всеобщее достояние.

Лермонтова, конечно, это обстоятельство не могло не радовать. Он пытался подбодрить девушку, но колкости Михаила Юрьевича утомляли и даже пугали Эмилию. В результате поэт обратил свое внимание на Мартынова. Николай Соломонович стоял возле рояля, на котором играл князь Трубецкой.

«Montagnard au grand poignard», — сказал Лермонтов. С французского оно означало «горец с большим кинжалом». Дело в том, что не так давно Мартынов вдруг сменил мундир русского офицера на черкешенку. Лермонтов находил это обстоятельство забавным и неоднократно дразнил Николая Соломоновича.

Фраза была сказана тихо, но — должно быть, так случилось — в ту же минуту князь Трубецкой перестал играть на рояле. В наступившей тишине отчетливо прозвучало слово «пиньяр".

Мартынов побледнел как полотно. Подойдя к Лермонтову, он пробормотал сквозь зубы:

- Сколько раз я просил тебя оставить свои шутки с дамами!

А потом ушел, не дождавшись ответа Михаила Юрьевича. Однако Лермонтов ничуть не расстроился.

«Все в порядке, завтра мы снова будем друзьями», — сказал он Эмилии.

Но он ошибался.

Драка продолжилась на улице. Конечно, она выглядела не так, как в наше время, ведь оба ее участника были знатными людьми. Когда Лермонтов вышел из дома Верзилиных, он увидел Мартынова. Он ждал его.

Николай Соломонович взял Михаила Юрьевича под руку, и они пошли вверх по бульвару.

Мартынов говорил по-французски, что давно уже терпит лермонтовские шутки, и неоднократно просил его прекратить. В конце своей тирады Николай Соломонович добавил по-русски:

- Я заставлю тебя остановиться.

Лермонтов пожал плечами:

- Ты знаешь, Мартынов, что я не боюсь дуэли и никогда от нее не откажусь, а значит, вместо пустых угроз тебе лучше действовать.

— Ну, в таком случае, завтра у вас будут мои секунданты, — ответил Мартынов, отпуская руку Лермонтова и направляясь домой.

Выстрел на горе Машук

Лермонтов был уверен, что дуэль закончится примирением. Поэт считал причину дуэли пустяком, но чуткий Мартынов думал совсем иначе.

Николай Соломонович отправился на гору Машук, чтобы убить или быть убитым.

Секунданты Васильчиков и Глебов отмерили тридцать шагов. Мартынов и Лермонтов сели на свои места и зарядили пистолеты.

"Спускаться!" — воскликнул Глебов.

Лермонтов молчал. Он поднял пистолет дулом вверх, демонстрируя, что не хочет стрелять. Лицо поэта было светлым и спокойным.

Мартынов быстрым шагом дошел до барьера, сократил дистанцию ​​с противником до максимально допустимой, прицелился, выстрелил.

«Лермонтов упал, как скошенный на месте», — писал впоследствии князь Васильчиков.

Секунданты бросились к поэту: он был мертв.

Мартынов даже не взглянул на своего бывшего друга. Как военный человек, он прекрасно знал, что его пуля не оставила Лермонтову ни малейшего шанса. Николай Соломонович стрелял не для того, чтобы выжил Михаил Юрьевич. Никому не сказав ни слова, Мартынов вскочил на лошадь и поскакал к городу.

Грохнул гром.

"Я не намерен служить мишенью для его ума"

Конечно, Мартынов не собирался бежать. В Пятигорске он сразу пошел в комендатуру и сдался властям, объявив о дуэли и результате.

Военно-полевой суд приговорил Николая Соломоновича к унижению и лишению имущества, но царь заменил это относительно суровое наказание трехмесячным арестом в караульном доме и обращением в церковь. Отбыв наказание, Мартынов немедленно уехал в свое имение в Подмосковье.

Впоследствии он предпринимал неоднократные попытки оправдаться за свой поступок, но никогда не выражал раскаяния или раскаяния. Вот что писал Мартынов:

«Я показал ему, как мог, что не собираюсь служить мишенью для его гнева, но он делал вид, что не замечает, как я воспринимаю его шутки. Недели три тому назад, когда он был болен, я откровенно говорил ему об этом; сказал ему остановиться, и хотя он ничего мне не обещал, смеялся над этим и предлагал, чтобы я в свою очередь посмеялся над ним, он действительно остановился на несколько дней».

Кроме того, в частной беседе Николай Соломонович якобы сказал, что целью Лермонтова в обществе было создать всем плохое настроение.

"Туда ему и дорога"?

В общем, реакция царя и светского общества сводилась к фразе «Вот он и милый». Удивительно, что в наше время все больше и больше людей соглашаются с этим суждением.

Да, Лермонтов не был ангелом. Он был насмешливым, разочарованным человеком. В светском обществе Михаил Юрьевич видел только «натянутые маски приличия".

Но является ли все это основанием для заочного оправдания убийцы 26-летнего поэта? Убийца, прекрасно видевший, что Лермонтов стрелять в него не собирается, не собирается сокращать дистанцию ​​у барьера?

Изучение взаимоотношений Мартынова и Лермонтова ясно показывает, что Михаил Юрьевич не допускал прямой дерзости по отношению к Николаю Соломоновичу. И, конечно, Лермонтов никогда не называл сестру Мартынова женщиной более легкого поведения - это миф.

По большому счету причиной смерти Лермонтова стали шутки вроде той, что про кинжал. Это оскорбительная шутка? Едва ли. Но не для болезненно восприимчивого, параноидального Мартынова.

Не желая быть мишенью для ума Михаила Юрьевича, Николай Соломонович сделал своего бывшего друга мишенью для своего ружья. Своим поступком Мартынов лишь доказал справедливость Лермонтова в свой адрес - он на самом деле оказался горцем с большим кинжалом, лишенным интеллектуальной гибкости, чувства юмора и умения ответить шуткой на шутку.

Николай Соломонович Мартынов счастливо жил в своем имении до 60 лет. В 1924 году воспитанники Алексеевской школьной колонии, желавшие отомстить за Лермонтова, разорили семейный склеп Мартыновых, вынесли останки убийцы поэта и утопили их в пруду.

--------

        Подписаться на мой канал!  

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Убийцей Лермонтова, лишившим свое Отечество величайшего поэта, был русский человек, солдат, патриот - Николай Соломонович Мартынов.