Премьер-министр Михаил Мишустин на выездном совещании в Казани выяснил, что некоторые авиакомпании могут построить в два раза больше самолетов, чем предлагается в и без того смелых планах правительства. Он также указал на задачу, которая пока не акцентируется на правительственном уровне, хотя вполне понятна авиастроителям: следить за каждым выпущенным самолетом на протяжении его жизненного цикла. И подчеркнул, что Россия должна обеспечить свою авиационную независимость.
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. С главой Республики Татарстан Рустамом МиннихановымКак известно, Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года предусматривает поставку 1036 самолетов для нужд гражданской авиации в 2022-2030 годах. «Учитывая успешную реализацию программ импортозамещения», как указано в данном документе, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р.
На совещании по авиастроению в Казани, которое глава правительства провел в четверг, 22 июня, Михаил Мишустин подтвердил этот план, отметив, что имеет смысл подумать о предоставлении пассажирских маршрутов на экспорт. И, как принято в мире, на экспорт идет не только сам самолет, но и весь спектр услуг, связанных с его обслуживанием и модернизацией в течение жизненного цикла.
Согласно прогнозу производства самолетов комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, в 2022-2030 годах для нужд гражданской авиации планируется поставить 1036 самолетов, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 Ладога, 178 единиц Л-410 и 154 единицы Байкал (ЛМС-901).
Однако принятая программа допускает только замену выбывающих самолетов. Как импортных, среди лайнеров их большинство, так и российских. Где взять больше автомобилей на экспорт? И поэтому план построить к концу десятилетия более тысячи самолетов воспринимается как достаточно смелый.
Встречный план
С начала 2023 года Михаил Мишустин проводил планомерный полет, но не испытываемого самолета, разумеется, а российских авиастроителей. На этот раз объектом его внимания стал знаменитый завод ПАО «Туполев» в Казани, который он во главе группы официальных лиц посетил перед проведением совещания.
«Мы уже побывали на многих авиазаводах. Это заводы на Дальнем Востоке, в центре России, — сказал Премьер-министр, общаясь с работниками предприятия. И отметил, что в Казани, наряду с внедрением инноваций, Туполеву, самому известному заводу и конструкторскому бюро, очень важно сохранить традиции.
Казанский авиационный завод — старейшее авиационное предприятие России, он был основан почти 100 лет назад, в 1927 году. После Великой Отечественной войны это предприятие традиционно выпускало как стратегические бомбардировщики, так и катера семейства «Ту» средней дальности. В настоящее время это Ту-204 и Ту-214. Производство последних планируется довести до 10 плат в год с 2025 года.
В общении с работниками завода (на предприятии работает почти 9 тысяч человек) Мишустин отметил: «Наша общая цель — снизить зависимость от иностранных материалов и комплектующих, запустить выпуск отечественных автомобилей и расширить модельный ряд, тем более что спрос огромный», а затем ответил на вопросы и предложения авиастроителей.
В частности, глава профкома завода Ильшат Ганиев, обращаясь к премьер-министру, сказал: «Объемы производства самолетов растут, и остро стоит вопрос подбора кадров, их закрепления и удержания высококвалифицированных специалистов». И поинтересовался, планируется ли участие федеральных властей в обеспечении жильем сотрудников компании?
Премьер-министр ответил профсоюзному активисту, что компания войдет в программу, предусматривающую субсидирование оплаты аренды жилья работниками на 50% за счет государства. Кроме того, Минпромторг совместно с президентом республики Миннихановым найдет и другие стимулы для поощрения лучших специалистов для работы в Казани.
Открывая выездное заседание правительства, Михаил Мишустин поделился впечатлениями от посещения авиазавода:
«Большинство используемых здесь машин — отечественные.
Обратите внимание: Минюст и Минобороны разрабатывают законопроект, согласно которому граждане, призванные на военную службу по мобилизации, смогут оставаться собственниками бизнеса.
Сегодня мы подробно поговорили с инженерами, они показали нам в том числе новые длинномеры - станки, которые работают с достаточно крупными деталями, после чего можно проводить крупноузловую сборку. Передовое оборудование. Внедрены самые современные разработки. Сырье используется российское. Мы поговорили с пилотами Ту-214, которые сказали, что не сомневаются в надежности этого самолета. Пилоты высоко оценивают его с точки зрения всех параметров безопасности и надежности полета», — сказал премьер, предоставляя слово основному докладчику, генеральному директору компании «Туполев» Вадиму Королеву.Как сказал директор Туполева, подтвержденная потребность в самолетах Ту-214 уже сегодня составляет 150 единиц на период до 2032 года. Имеются фиксированные контракты на 20 самолетов, подписаны протоколы о намерениях еще на 67 «кадавров», есть заявок от потенциальных заказчиков около 61 самолета.
«Сегодня мы работаем над задачей выхода на уровень производства 10 самолетов этой модели в год, но это лишь частично покрывает новый сегодня спрос отечественных эксплуатантов пассажирских самолетов», — сказал Королев. Специалист не сомневается в выполнении текущей задачи, и, по его мнению, стоит подумать о следующем витке производства: 20 самолетов ежегодно, начиная с 2032 года. Однако для этого потребуются дополнительные средства.
Глава правительства отреагировал на это выступление уже в конце встречи: «Казанский завод справится с большим объемом производства, чем мы планировали. Давайте работать вместе, чтобы это произошло. Хотел бы проинформировать вас о принятом накануне решении Президента России: о выделении заводу дополнительно 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Это позволит нам сегодня ускориться, мы будем ждать от вас 20 рейсов в год».
Авиационная независимость
Вопросы финансирования, как и любые другие, обсуждались за закрытыми дверями. А завершил встречу Михаил Мишустин программной речью, в которой сказал: «Сейчас мы не просто самолеты строим. Сегодня нужно не просто построить самолет, а выстроить жизненный цикл: производство, обслуживание, эксплуатация, модернизация. И, конечно, такие проекты должны быть сразу же всесторонне спланированы. И участники цепочки поставок должны действовать согласованно. Это относится как к производителям и разработчикам, так и к государственным учреждениям. Необходимо заранее спланировать вывод машин на рынок, обеспечить начальный этап использования, организовать качественную послепродажную поддержку. Это очень важный вопрос».
По словам премьера, операторы уже сейчас хотят быть уверены, что все именно так и делается. Чтобы они в этом не ошиблись, необходимо уже сегодня при создании самолета готовить кадры для сопровождения, современные центры технического обслуживания и ремонта, формировать фонд запасных частей и комплектующих уже сегодня.
«Только так, на мой взгляд, возможно обеспечение авиакомпаний современными качественными отечественными самолетами, а значит, как сказал наш президент, повышение транспортной связи наших регионов, да и вообще самостоятельности России в области авиастроения и воздушный транспорт», — заключил премьер-министр.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.