Сразу две российские компании, «Силовые машины» и «Ростех», сообщили об успешных испытаниях и готовности к производству серии газовых турбин большой мощности для электростанций.
система ГТЭ-170 мощностью 155 МВт (газовая турбина плюс генератор) производится на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ), входящем в состав «Силовых машин», с 2010 года практически с нуля, но не без технологической поддержки группы «Сименс», которая силовики сотрудничали с 1991 г по весну 2022 г. «Почти», потому что производство турбин все эти годы не прерывалось, а по лицензии Siemens: в частности, предыдущая модель, ГТД-160, была лицензионный Siemens V94.2, тоже в ст.мв. Кроме того, был использован задел по проекту газотурбинной установки на базе авиационного ТРД ПС-90. В результате была создана полностью отечественная установка: как конструкция, так и технологии производства (в том числе применяемые для производства лопаток - критических для газовых турбин, особенно для аппаратов такой большой мощности) разрабатывались в России совместно с ведущими отечественными научно-исследовательских организаций, в том числе Центрального института авиационного моторостроения и Сибирского отделения Российской академии наук.
Проект «Силовых машин» по возобновлению производства газовых турбин (производятся на ЛМЗ с 1957 года) реализуется компанией при поддержке Минпромторга России. Общий объем инвестиций составляет более 15 млрд рублей, из них 4,6 млрд — государственные субсидии. Планируемый объем производства, который планируется достичь к 2025 году, составляет восемь турбин в год. Уже законтрактованы четыре ГТЭ-170 для «Интер РАО» (Каширская ГРЭС) и еще четыре для станций РусГидро на Дальнем Востоке. Головной образец газовой турбины после завершения испытаний будет доставлен до конца текущего года на Нижнекамскую ТЭЦ «Татнефти».
Блок ГТД-110М мощностью 118 МВт (и электрической мощностью 115 МВт в составе силовой установки ГТЭ-110М), разработанный ОДК-Сатурн (входит в Ростех) на базе технологий авиадвигателестроения компании, может быть называется долготерпением.
Обратите внимание: Машины для перерабатывающей промышленности.
Создание установки ведется с 2011 года взамен вышедшей из строя турбины ГТД-110 украинской разработки. За это время сменились учредители проекта (на сегодняшний день остался только «Ростех»), да и сам проект не шел гладко: например, в 2017 году произошла авария, из-за которой доводка ГТУ задержалась на несколько лет. Блок ГТЭ-110М прошел испытания и будет установлен на Ударной ТЭЦ в Краснодарском крае. С 2024 года в Рыбинске планируется выпускать по две таких установки в год. По словам первого заместителя директора Ростеха Владимира Артякова, российскому рынку необходимо несколько десятков единиц такой техники.В качестве основного преимущества ГТД-110М создатели отмечают его компактность и гибкость при интеграции в существующие системы. Так двигатель поставлен на раме и весит всего 60 тонн (для сравнения: только турбинная группа ГТЭ-170 имеет массу 192 тонны плюс блок камер сгорания - 51,2 тонны, всего 243,2 тонны). В то же время эффективность «110» даже немного выше: целых 35% против 34,1% у Санкт-Петербурга; однако последний рассчитывает получить 35,1% на модернизированной версии к 2025 году, доведя мощность электростанции до 170 МВт, указанных в индексе. Так или иначе, эти две системы не конкурируют, а дополняют друг друга в процессе замены зарубежных устройств в отечественных энергосистемах. Это не снимает неоднократно поднимавшуюся в профессиональных кругах в прошлом проблему создания единого центра компетенций (а возможно и совместных смежных производств) по узлам и системам газотурбинных двигателей большой и особо большой мощности, наиболее востребованных на рынке необходимо для достижения технологического суверенитета.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.