УДАЧИ В ПУТИ!

(Что сохранить и от чего следует отказаться в летние каникулы)

В те дни, когда я заканчивал эту книгу, в стране произошел путч ультраправых сил. Вновь класс «непроизводителей» — автократия всех мастей, привилегированные «надсмотрщики» и «надзиратели» социалистического Гулага начали ставить ограничительные красные флажки, которые мы только-только учились переступать. Всего три дня военно-партийная хунта пыталась восстановить тоталитарную систему, а сколько вновь проявилось «неповторимых» примет чудовищного прошлого: с экрана «арестованного» телевидения зазвучала бессмысленная идеологическая тавтология; подняли голову «союзы», объединенные на почве общих «научных» предрассудков; воинствующие невежды заговорили о «сильной руке» и «крепкой дисциплине», в детских учреждениях ревнители прошлого сходу стали применять уже демонтированный «метод воспитания» — казарменное положение ребят. Путч провалился. Но он резко селекционировал общество, выявил внутренние позиции господ, рабов, нейтральных и свободных людей.

Констатирую отраднейший факт: на баррикадах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов рядом со взрослыми — защитниками демократии было немало Гаврошей. В дни путча между многими взрослыми людьми и детьми установилась вдруг невидимая связь, которая сплачивала перед лицом опасности. Все те, кто был на баррикадах, кто сопереживал на периферии, ловя информацию по радиоголосам и телефонам, кто вел детей к сегодняшнему дню, знали: мы все равно выживем. Как при старой, так и при новой власти. Мы выживем и убьем «дракона», даже оставаясь в подполье. И большинству людей очень хотелось выйти когда-нибудь на солнце и вывести детей на солнечную сторону улиц.

Мы должны понять: даже кратковременный возврат к прошлому губителен для всех людей, и особенно для детей. От неудач, от полуправды, от урезанных свобод дети мельчают и тупеют. Кто-то хорошо сказал: чтобы высоко взлететь, птица должна быть гордой и свободной. И гордости, и свободе надо учить ребят сызмальства. Всегда. Везде. Летний лагерь — временный бивуак детства. Но и его коснулись тенеты фальшивого прошлого, хотя немало было в истории пионерских лагерей высоких нот воспитания. Магнитные поля детских лагерей, к великому сожалению, цепко держат до сих пор многое из старого мира — оскорбительного для ребенка.

Все, кто много лет работает в летних лагерях, отлично знают, как накрепко въелась в лагеря пресловутая санаторная система, блестяще когда-то продемонстрированная в фильме Э. Рязанова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». И хотя этот сатирический фильм был снят давным-давно, «система» жива. До сих пор культ ограничительного, перестраховочного режима ориентирован на здоровых, полных сил и энергии ребят. Сохраняют этот культ «бывшие пионеры» — нынешние начальники лагерей и медики. Въевшиеся в плоть и кровь казарменные привычки, недоверие к детям продолжают в практике многих вожатых глупую опеку, выдаваемую за воспитание и заботу о здоровье ребят. Забота о здоровье, о нормальном питании, если хотите — о «подпитке» значительной части детей, сомнения не вызывает. Этого требуют социальные трудности жизни и нездоровая экономическая обстановка в ряде территорий страны, рост и «омоложение» многих заболеваний у детей.

Не вдаваясь в крайности, переосмысливая прошлый опыт, в том числе издержки перестройки, советую прежде всего решительно отказаться от всего полностью изжившего себя в практике летних лагерей.

— От бестолковых и бессмысленных традиций, разрушающих личность ребенка: безделья; безвкусицы микросреды; пустых ритуалов; преувеличенного внимания к стерильной гигиене; неумеренной «пастьбы» детей взрослыми; беспардонного вмешательства в личный мир ребенка; пустых нотаций о том, что все и так прекрасно знают, и т. п.

— От излишнего увлечения массовыми, часто «показушными» мероприятиями, которые перегружены ложной эмоциональностью, заорганизованностью, опорой на одних и тех же ребят.

— От педантичного, санаторного, формализованного использования лагерного режима дня, который часто становится тормозом воспитательных усилий и причиной ненужной конфронтации детей и взрослых.

— От всех тоталитарных традиций общества, пресловутой политизации, начиная со злоупотребления лозунгами и примитивной наглядностью и кончая диспропорцией слова и дела от отживших, не интересных детям, формальных видов и форм деятельности в лагере.

— От авторитарных школьных тенденций принуждения, от готовых форм работы, которые исключают детское творчество и импровизацию.

— От искусственного сужения социального и географического пространства жизнедеятельности детей и превалирования работы лишь на территории лагеря.

— От излишнего санаторно-курортного комфорта (он присутствует в крупных лагерях богатых предприятий), который создает климат «барства», убивает так необходимый детям спартанский дух жизни хотя бы летом.

— От тенденции неоправданного разделения организаторских и воспитательных функций учителей и вожатых, которые разрушают их сотрудничество, порождают конфликтность, обедняют воспитательные усилия сторон и т. д. и т. п.

Кажется, у литовских детей есть такая игра «Делай только так!». Водящий поднимает руку, и все поднимают руки; хватает себя за нос, и все повторяют это движение. Вот так мы и работали в лагерях с детьми долгие годы. Дети копировали нас бездумно. А творческий подход требует, чтобы они, дети, делали все по-своему. Нельзя историю судеб детей делать под начальнически беспардонным окриком и навязыванием своего видения мира. Хотя следует помнить и о том, что важно не столько то, что дети хотят, сколько то, что получается в результате. Нам очень необходимо преодолеть кризис недоверия к детям. Вместе с тем теперь, когда многое можно, что ранее было нельзя, следует быть осторожным с перехлестом лжедемократии. Давайте опираться на веками сложившиеся общечеловеческие ценности: чувство собственного достоинства ребенка, неповторимость детей, духовный выбор, национальные традиции, демократические свободы и многое другое. Летнему детскому лагерю следует скорее «выломиться» из административно-командной системы и зажить «на полную катушку» во имя роста детской личности. Самый интересный в педагогике процесс — высвобождение дополнительной энергии души и тела детей, их полная реализация в своем летнем центре, как бы он ни назывался: пионерский лагерь, лагерь труда и отдыха, авторский лагерь или еще как-то.

Мессианский долгий этап жизни лагерей заканчивается. Уходят в прошлое идеолого-романтические красивости ненастоящей жизни детей в лагерях с ее извечной атрибутикой «счастливого детства». Нам необходимо осознать: что есть что и кто есть кто, зачем, для чего, во имя чего? Длительный, сложный, противоречивый этап истории, имевший начало в 1917-м революционном году, закончился. Началась новая революция, плоды которой «вкушать» нынешним питомцам летних лагерей.

Главным стержнем обновления их деятельности бесспорно должен стать простейший и понятный всем принцип «летний лагерь существует для детей». Детям в нем должно быть хорошо, счастливо, безопасно, комфортно. Ни одного ребенка никогда никто нигде не унизит, не обидит. В этом весь педагогический пафос, главный взгляд на лагерь как на суверенно детский центр их конструктивной жизни и деятельности. И мы, взрослые, не будем заставлять ребят делать то, что им несвойственно, ибо это грозит тем, что потенциальные творческие возможности детей никогда не будут раскрыты. Если мы не признаем личность своего воспитанника как равную себе независимо, как писал Януш Корчак, от «масштаба понятий, запаса опыта, игр чувств», свойственных каждому ребенку, мы не продвинемся в его развитии ни на шаг.

Девальвация ценностей, что люди копили веками, кончилась. Пришло время терпеливого и долгого их восстановления. И пусть свое свежее, нестандартное слово в этой благородной работе скажут загородные лагеря — летние оазисы удивительной страны Детства.

В заключение этой книжки хочу напомнить одну старую заповедь вожатых 40-х годов: если хочешь навечно остаться счастливым и молодым, иди надолго работать с детьми в летний лагерь. Но только с одним условием: от всего сердца.