Юрий Каторин
Китайские ударные атомные подводные лодки в мореВряд ли кто-то сейчас станет спорить с тем фактом, что Китай имеет все шансы стать новой сверхдержавой, если уже не стал таковой. Среди прочего, КНР с недавних пор уделяет достаточное внимание и подводному флоту. Согласно The Military Balance (Международный институт стратегических исследований, IISS), в 2018 году КНР обладала 62 подлодками. Реализация собственной атомной программы началась в КНР при научно-технической помощи Советского Союза еще в 1953 году. К тому же времени относятся и первые исследования китайских ученых и инженеров в области атомного кораблестроения. Как вспоминает Генеральный конструктор советских ПЛАРБ С.Н. Ковалев (1919–2011), в то время занимавший скромную должность помощника главного конструктора подводной лодки 617 проекта: «В 1953 году в Ленинград прибыла представительная китайская делегация, в состав которой входили первые заместители министров 14 министерств машиностроения, начальник управления кораблестроения и другие. Официальным поводом визита было знакомство с кораблями и проектами кораблей с целью их (проектов) возможной закупки. Главной же целью было узнать все, что можно, об атомной энергетике и атомном оружии». При этом, по словам Ковалева, китайская сторона, помимо заявок на новейшие советские системы вооружений, привезла с собой на рецензию нашим специалистам и собственный проект атомной подводной лодки! Однако ухудшение отношений между двумя государствами вынудило Советский Союз отказаться от обеспечения Пекина техническими деталями по атомной бомбе. Китай решает развивать атомное оружие собственными силами.
Хотя по общепринятой версии Китай начал создавать атомный подводный флот в конце 1960-х годов, но работы по созданию первого проекта китайских атомных подводных лодок начались еще в 1958 году, когда была сформирована группа молодых специалистов, занятых «проектом 09». Руководителем группы был Пен Шилу (Peng Shilu; р. 1925), который окончил Московский энергетический институт, а впоследствии стал академиком и известным китайским учёным. Головную атомную подводную лодку заложили на верфи в г. Хулудао в 1967 году, а в 1972 году на воду была спущена первая китайская атомная лодка проекта 091 «Чанчжэнь-1» (Chang Zhen 1), получившая западное обозначение «Хань» (Han). «Чанчжэнь» переводится как «Великий поход» (в честь исторического похода китайской Красной армии в 1934–1935 годах) — всем АПЛ Китая дается именно такое наименование с соответствующим порядковым номером.
Конструктор первых китайских атомных подводных лодок Пен Шилу (фото 1960-х гг.)Лодка имеет хорошо обтекаемый корпус, похожий на корпуса американских кораблей типа «Скипджек». Учитывая внешнюю схожесть обводов «Ханя» и французской «Рубис» (Rubis), можно предположить, что гидродинамика обеих субмарин отрабатывалась во Франции. Общей являлась и принципиальная схема одновальной турбоэлектрической главной энергетической установки (ГЭУ) мощностью 12 000 л.с., приводившей в движение один малошумный гребной винт фиксированного шага. На китайских АПЛ проекта 091 и на французских лодках типа «Рубис» отсутствует главный турбозубчатый агрегат, поскольку гребной винт приводится в движение главным гребным электродвигателем, питаемым постоянным током, в который преобразуется переменный ток турбогенераторов. На субмаринах установлен один водо-водяной реактор тепловой мощностью 48 МВт.
Китайская атомная подводная лодка «Chang Zhen-2» типа «Хань»Водоизмещение – 4500/5000 т, главные размерения – 98 х 10,0 х 7,4 м. Глубина погружения – 300 м. Мощность и тип ГЭУ: 1 водо-водяной реактор (48 МВт), ТГУ – 12 000 л.с., ГЭД – 6000 л.с. Скорость (надв./подв.) 12/25 узлов. Экипаж – 75 человек, из них 20 офицеров. Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов SET-65E (6 ПКР C-801/YJ-8Q, 14 торпед, Yu-1 или Yu-3, число мин принимаемых взамен торпед – 36).
Рубка находится довольно близко к носовой части. Горизонтальные рули установлены на ее передней части чуть выше середины ее высоты. Проект 091 несет только торпедное вооружение. Все шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм размещены в носовой части. Три последних лодки серии несут противокорабельные ракеты YJ8-2, которые запускаются из специальных контейнеров, размещенных за ограждением выдвижных устройств. Запуск возможен только из надводного положения, что является серьёзным недостатком ракет.
Постройка «Чанчжэн-1» затянулась из-за причин технико-экономического характера на долгие семь лет — в состав ВМС НОАК она была принята только 1 августа 1974 года, да и то с существенными дефектами, в том числе связанными с первым контуром ядерной энергоустановки. Устранение их и доводка прочих систем заняли еще шесть лет, так что на боевое патрулирование лодка вышла только в 1980 году. Головной корабль был заложен в 1967 году, а строительство всей серии растянулось на 25 лет, поэтому корабли этого класса к началу XXI века уже весьма морально устарели. Последующие четыре корабля передали морякам в 1980–1991 годах, причем накопленный опыт позволил значительно сократить продолжительность постройки (последняя в серии «Chang Zhen-5» строилась «всего» около четырех лет).
Китайская атомная подводная лодка «Chang Zhen-5» последняя в серииПо своей архитектуре первые китайские лодки проекта 091 весьма напоминают как бы увеличенные в размерах французские АПЛ типа «Рубис» (что не удивительно), строившиеся в 1976–1993 годах (всего шесть единиц). Впрочем, некоторые считают, следует говорить наоборот — очень похоже на то, что для французов строительство «Чанчжэн-1» стало полигоном для отработки оптимальных решений, воплощенных в собственных кораблях (за китайские деньги). Ведь первая их попытка постройки атомной подводной лодки Q-244, относящаяся к концу 1950-х, окончилась неудачей. Ее пришлось достраивать в качестве опытовой ракетной субмарины «Жимнот» с дизель-электрической энергоустановкой. Следует сказать, что китайско-французское техническое сотрудничество в области атомного подводного кораблестроения до сих пор окружено густой завесой тайны (что, впрочем, совершенно естественно для этой деликатной сферы). Однако очевидно, что обмен опытом между КНР и Францией был взаимно выгодным и еще не известно, какая из сторон выиграла от этого сотрудничества больше.
Боковая проекция китайской подводной лодки типа «Хань»Всего было построено 5 таких субмарин. Корабль с бортовым номером 402 являлся, практически, копией «Ханя». Три последующие лодки (№№ 403, 404 и 405) строились по откорректированному проекту. Помимо торпед, их оснастили противокорабельными ракетами с надводным стартом «Иньцзи-8». Атомные субмарины проекта 091 превратились в предмет национальной гордости КНР, несмотря на серьезные «детские болезни» (впрочем, некоторые со временем удалось «вылечить», например связанные с надежностью реакторной установки). Они нашли широкое применение для демонстрации мощи ВМС Поднебесной, прежде всего в омывающих ее побережье морях. Отмечены даже случаи намеренно не скрываемого преследования первыми китайскими атомными подлодками американских авианосных групп.
Информация о флоте (особенно атомном) Китая в источниках широкого доступа, даже в виде каких-либо косвенных сведений или намеков, практически полностью отсутствует – дает о себе знать чрезвычайная односторонняя закрытость Китая от внешнего мира (что, впрочем, весьма эффективно и полезно с точки зрения национальной безопасности).
Обратите внимание: Биологи нашли микробов, живущих на километр ниже морского дна.
Посему данные пришлось собирать буквально «по крохам». В 2005 году одна лодка была списана (401, «Chang Zhen-1»). По заявлению китайских военных, реакторы построенной в 1974 году лодки уже отправлены на утилизацию, а корпус субмарины будет превращен в музей. Действительно субмарина 15 октября 2016 года была перемещена на вечную стоянку Военно-морского музея НОА, и открыта для посетителей.Китайская подводная лодка «Chang Zhen-4» на боевом патрулированииТаким образом, сейчас КНР имеет в боевом составе четыре атомные ударные лодки класса «Хань», которые входят в состав флота Северного моря и базируются на Циндао. Правда, ходят слухи о выводе из эксплуатации и второй субмарины, но серьезные источники этого не подтверждают.
401 «Chang Zhen-1» Hao 1974 г. выведена из эксплуатации в 2005 г.
402 «Chang Zhen-2» Hao 1980 г.
403 «Chang Zhen-3» Hao 1984 г.
404 «Chang Zhen-4» Hao 1988 г.
405 «Chang Zhen-5» Hao 1991 г.
Помимо первоначальной низкой надежности ЯЭУ, общей негативной чертой АПЛ этого типа является их высокая шумность. Так опубликованные в американской печати данные позволяют определить, что АПЛ типа «Хань» уступала в относительном значении шумности АПЛ США типа «Лос-Анжелес» в 2,68 раза, ДЭПЛ Японии («Юсосио») и Индонезии (тип 209) в 1.2 и 1.7 раза соответственно.
Китайская атомная подводная лодка типа «Шань» проекта О93В 2005 году начались ходовые испытания китайской многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения проекта 093, заложенной в конце 2001 года на верфи вблизи г. Бохан и получившей западное обозначение «Шань» (Shang). Водоизмещение надводное 6000 т, подводное оценивается в 7,5–8 тыс. т, основные размерения – 107 х 11 х 7,5 м, скорость – 30 узлов, экипаж – 105 человек, вооружение – шесть 533-мм ТА, глубина погружения до 450 метров, продолжительность автономного плавания до 80 суток.
Лодки типа «Шань» имеют сравнительно короткий корпус с обтекаемыми обводами «альбакоровского типа». Обладают двухкорпусной конструкционной схемой и снабжены одним малошумным гребным винтом. Хвостовое оперение – крестообразное, а переднее горизонтальное оперение, как и на других китайских подводных атомоходах, расположено на ограждении выдвижных устройств. Энергетическая установка состоит из двух водо-водяных атомных реакторов, отличающихся пониженной шумностью, и одного турбозубчатого агрегата. Других данных о ней в открытой печати нет. Известно только, что в отличие от АПЛ типа «Хань», предназначенных, главным образом, для борьбы с надводными кораблями, новая субмарина являлась многоцелевым кораблем, способным достаточно эффективно решать и противолодочные задачи. Лодка оснащена новейшим китайским гидроакустическим и торпедным вооружением. Шесть 533-мм торпедных аппаратов расположены в носовой части корабля. Из них можно вести стрельбу торпедами (в том числе новейшими телеуправляемыми, а также имеющими систему самонаведения по кильватерному следу), противокорабельными крылатыми ракетами YJ-8-II (отличающимися от YJ-8 возможностью подводного старта и максимальной дальностью стрельбы, увеличенной до 80 км) и, вероятно, крылатыми ракетами с подводным стартом, предназначенными для поражения наземных целей. Дальность этих дозвуковых ракет составляет порядка 120 км в базовой модификации.
Боковая проекция китайской подводной лодки типа «Шань»Лодка типа 093 «Шань» по сведениям западных источников является усовершенствованным вариантом российской подлодки проекта 671 РТМК. Официально известно только, что тип 093 (09-III) – это китайская многоцелевая атомная подводная лодка следующего поколения. Ряд косвенных данных свидетельствует о том, что корпус первой лодки проекта 093 с большей частью систем был сформирован уже к 2002 году. Однако «определенные обстоятельства» вызвали задержки в реализации программы, что, впрочем, не помешало китайцам сразу заложить на стапеле вторую ПЛА этого типа. Скорее всего, если судить по прошлой практике, ВМФ НОАК провел вначале цикл интенсивных и всесторонних испытаний первых двух атомоходов проекта 093 и только затем было принято решение о продолжении серии.
Первая АПЛ типа «Шань» вступила в строй в начале 2007 года. Предполагается, в 2015 году Китай имеет четыре – пять кораблей этого типа, а всего ко второй половине 2020-х годов Китай построит восемь – десять лодок 093-го проекта, которые заменят устаревшие морально и физически АПЛ типа 091. По данным The Military Balance к 2019 году в КНР уже построено шесть лодок проекта 093 «Шань» (номера 407, 408, 413–416). Последние 4 лодки построены по улучшенному проекту «093G».
В целом по своим возможностям и уровню шумности подводная лодка тип 093 приближается к ранним вариантам американской АПЛ проекта 688 («Los Angeles»), однако значительно уступает новым АПЛ «Seawolf» и «Virginia». Тем не менее, она представляет собой значительный шаг в развитии китайских подводных сил. После развертывания эти подводные лодки будут представлять серьезную угрозу для флотов противников Китая, а также создадут значительные сложности для противолодочных сил американского флота.
Китайская атомная подводная лодка типа «Шань» (на втором плане) и ДЭПЛ в базеПо данным тайваньского журнала «Глобальная оборона», Китай в обстановке полной секретности введет строительство по меньшей мере трех атомных многоцелевых подводных лодок четвертого поколения Тип 095. Утверждается, что она должна обладать следующими ТТХ: подводное водоизмещение 7900 т, длина 115 м, диаметр корпуса 12 м, осадка 11 м, рабочая глубина 250 м (максимальная – 500 м), максимальная скорость: 32 узла (надводная – 20 узлов), численность экипажа: 130 человек, продолжительность автономного плавания до 80 суток, вооружение – восемь ТА калибра 533 мм.
Для борьбы с подводными лодками противника АПЛ будет вооружена торпедами «Рыба-5, -6, -9» (дальность поражения – 50 км), ракето-торпедами «Длинная кисть-3» (дальность – 120 км, скорость – 100 узлов). Для поражения надводных кораблей разных классов АПЛ проекта 095 может быть вооружена тяжелыми сверхзвуковыми и дозвуковыми ПКР «Инцзи-12, -18, -83», а для выполнения задач по уничтожению береговых объектов 16 КР «Длинный меч/Восточный ветер-10». Всего для применения ракетного вооружения на перспективной ударной АПЛ будут размещены 16 вертикальных пусковых установок (ПУ) в носовой части. При необходимости в прочном корпусе размещаются ПУ для зенитных ракет комплекса «Морское красное знамя-10», которые обеспечат противовоздушную оборону субмарины в надводном положении.
Китайская атомная подводная лодка пр. 095 (проект)Совершенно очевидно, что при небольшом для АПЛ водоизмещении перспективная китайская лодка будет обладать очень серьезным ударным потенциалом. Западные специалисты предполагают, что АПЛ проекта 095 оснастят специальной шлюзовой камерой большого объема, которая обеспечит действия боевых пловцов и БПА большого размера для ведения разведки в Мировом океане.
Головная лодка этого класса вроде бы была заложена в 2010 году. Эти лодки характеризуются как малошумные ударные подлодки, их строительство в глубокой тайне ведется в Бохае, завод находится «полностью под землей», чтобы предотвратить наблюдение спутниками-шпионами. На заводе имеется «подземный причал», способный выдержать ядерный удар. Субмарины оснащаются крылатыми ракетами большой дальности для нанесения ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетами. Ввод в строй новых АПЛ позволит Китаю сократить отставание от США в этой области военно-морской техники «на 20 лет». Особенно ярко об этом говорит следующее: до 2007 года включительно количество выходов в море китайских атомных лодок на патрулирование не превышало нескольких единиц в год, а иногда не было и их. Начиная с 2008-го, в свою очередь, счет патрулирований пошел на десятки. В «Белой книге» правительства КНР 2015 года подчеркивается необходимость перехода от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море. В настоящее время военная стратегия КНР выделяет морское направление развития вооруженных сил как одно из четырех ключевых (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сфере).
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует новый сайт Сергея Мороза, автора, с которым Кота связывают давние тёплые отношения на почве научпопа. Сайт посвящён главным образом авиации, но и другим видам техники уделяется внимание. Читайте, не пожалеете.
См. также:
«Скат» и «Щука» под индийским флагом
Тайна виллы «Кармела», или шпионские страсти
Кандидаты в подводный «ядерный клуб»
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021
#техника #флот #подводные лодки #китай #гонка вооружений
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Ударные апл военно-морского флота ноак Китая.