Можно компенсировать потери "Газпрома" на европейском газовом рынке. Решение заключается в развитии в России низкоуглеродной газохимии, особенно аммиака, с целью его экспорта
Изобилие природного газа создает возможность для увеличения производства аммиака в РоссииВ 2021 году "Газпром" экспортировал в Европу (включая Турцию) около 174 миллиардов кубометров природного газа. В результате политического решения ЕС отказаться от российского газа, по нашим оценкам, к концу 2022 года дефицит составит около 90 млрд. куб. м. В следующем году неиспользуемые экспортные мощности могут достичь 120 млрд. куб. м и еще более возрасти к концу десятилетия.
У нас есть довольно короткий промежуток времени, где-то на рубеже 2030-х годов, чтобы не только разработать стратегии "компенсации", но и реализовать их на практике. В противном случае "Газпром", лидер российской газовой промышленности, рискует потерять значительную часть экспортной выручки, столь необходимой ему для реализации своих инвестиционных программ и поддержания низких цен на внутреннем рынке. Помимо потери доходов от экспорта и доли на мировом рынке, невозможно будет сохранить объемы производства, а это означает рабочие места, налоги и заказы для многочисленных поставщиков.
Пока что снижение физических объемов экспорта не влияет на доходы, которые поддерживаются беспрецедентным скачком цен на природный газ. За первые шесть месяцев 2022 года чистая прибыль "Газпрома" по МСФО составила 2,514 триллиона рублей, что не только в 2,6 раза больше, чем в первом полугодии 2021 года, но и превышает суммарную прибыль за два предыдущих календарных года. Конечно, по мере стабилизации цен на газ, хотя и на более высоком уровне, чем раньше, снижение объемов экспорта ударит по доходам компании.
Куда направить выпадающие объемы?
В поисках рынков сбыта природного газа за пределами Европы в настоящее время обсуждаются стратегии компенсации.
Одним из них является внутренний рынок. Как заявил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Олег Аксютин на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге 15 сентября 2022 года, полная газификация российских регионов позволит увеличить поставки газа на внутренний рынок на 20 миллиардов кубометров к 2030 году. В ближайшие годы российский рынок газомоторного топлива может обеспечить еще 10 млрд куб. м. Но такая стратегия не может компенсировать потерю экспортных доходов.
В плане перенаправления потоков трубопроводного газа на внешние рынки наибольшие надежды возлагаются на проект "Сила Сибири-2" - этот трубопровод будет транспортировать газ через Монголию в Китай с объемом экспорта 50 млрд. куб. м. Вице-премьер Александр Новак считает, что строительство "Силы Сибири-2" начнется в 2024 году, хотя до этого должен быть подписан долгосрочный контракт с Китаем. Степень готовности проекта к старту высокая: все условия контракта, включая цены, согласованы. Однако китайская сторона не спешит заключать долгосрочный контракт. Альтернативой проекту "Сибирь-Пауэр-2" с китайской стороны может стать объявленное расширение мощностей терминалов по приему СПГ с нынешних 106 млн тонн в год до 170 млн тонн к 2025 году. Нет ясности в отношении проекта поставок туркменского газа в Китай в объеме 25 млрд. куб. м в год по четвертой линии D, строительство которой позволит увеличить поставки туркменского газа в Китай до 65 млрд. куб. м в год. Строительство линии должно было начаться в 2015 году, но с тех пор было отложено.
Запланированные "Газпромом" мощности по сжижению газа в Балтии (СПГ-Портовая - 3,5 млн тонн после расширения и перспективный комплекс по сжижению газа "Русский" в Усть-Луге - 13 млн тонн) помогут отвлечь до 22,8 млрд куб. м газа из европейских экспортных объемов. ). Если добавить возможные свопы с иранским СПГ, то портфель сжиженного газа "Газпрома" пополнится еще на 2,2 млрд куб. м. Таким образом, в 2030 году из Европы на мировые экспортные рынки можно будет перенаправить в общей сложности 75 млрд куб. м.
Но даже эта цифра не покрывает падение объемов экспорта "Газпрома" в Европе. Даже если добавить 30 млрд. куб. м, которые пойдут на внутренний рынок, еще 69 млрд. куб. м трубопроводного газа (174 млрд. куб. м минус 105 млрд. куб. м) остаются "недопоставленными". Часть этого объема все еще может поставляться в дружественные европейские страны, а остальная часть может быть заменена СПГ "НегаЗпром", например, "НоваТЭК СПГ".
Тем не менее, судьба крупных СПГ-проектов в России вызывает много вопросов. Они связаны с отсутствием в нашей стране такой технологии сжижения. Российское правительство уже выделило средства на преодоление отсталости в этой области, но трудно дать однозначный ответ на вопрос, сколько времени потребуется для достижения коммерческого эффекта. Еще в начале лета 2022 года Министерство энергетики все еще придерживалось ориентира в 120-140 миллионов тонн сжиженного природного газа, установленного многолетней программой развития индустрии СПГ. Однако, столкнувшись с потерей доступа к западным технологиям и оборудованию, она снизила прогноз производства до 80-120 миллионов тонн к 2035 году. Два миллиарда рублей, которые будут выделены на строительство опытного оборудования для производства средних и крупных партий СПГ, источники в отрасли считают недостаточными. По словам Леонида Михельсона, главы компании "НоваТЭК", импортозамещение в отрасли СПГ потребует 24 миллиарда рублей средств на исследования и разработки.
Контуры компенсирующей стратегии
Логичный вопрос - существует ли стратегия, которая будет актуальна и после 2050 года и которую можно начать безотлагательно, поскольку нет препятствий, подобных тем, которые сейчас стоят перед крупномасштабными проектами СПГ. Положительный ответ на этот вопрос, на наш взгляд, лежит на поверхности. Но поиск такой стратегии все еще затруднен стереотипным мышлением, которое необходимо преодолеть.
Поиск стратегии компенсации не может ограничиваться только форматом линейного газа или СПГ. Не менее ценной является стратегия, связанная с экспортом продуктов преобразования метана. Не имеет значения, поставляете ли вы природный газ (жидкий или газообразный) или продукты конверсии метана.
С этим утверждением никто не спорит. Два крупных проекта по переработке газа - Амурский ГПЗ и комплекс в Усть-Луге - должны утроить российские перерабатывающие мощности до 157 млрд. куб. м в год к 2025 году. Однако эти проекты нельзя считать компенсационными, поскольку они связаны с выделением гелия и этана из многокомпонентного ("жирного") природного газа и не предполагают производства продуктов переработки из самого метана.
Мы твердо убеждены, что долгосрочная экспортная стратегия до 2050 года должна отвечать требованиям глобальной экологической повестки дня, включая собственные обязательства России по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Это означает, что природный газ и газохимикаты, предназначенные для экспорта, должны либо сами стать низкоуглеродной продукцией, либо сопутствующие выбросы ПГ должны быть компенсированы за счет углеродных кредитов.
Доминирующий подход в дебатах об экспортной стратегии сейчас подчеркивает тот факт, что в Европе и Азии "зеленая" повестка дня уступила место энергетическому кризису. Эта явно недолговечная тенденция воспринимается как сигнал о том, что (со значительным облегчением) о "зеленой" повестке дня в Российской Федерации можно забыть, по крайней мере, до лучших времен.
Было бы ошибкой откладывать борьбу с изменением климата на неопределенный срок в долгосрочной энергетической стратегии России. Более того, она должна играть ключевую роль в этой стратегии, включая экспортную часть. Но, конечно, мы должны избегать крайнего западного подхода к "зеленой повестке дня", который сводит ее к борьбе с углеводородами, а не с выбросами парниковых газов как таковыми.
Обратите внимание: Производство древесного угля: сырьевые факторы.
Если декарбонизация нефтегазовой промышленности возможна, то она полностью совместима с глобальной борьбой с изменением климата.В мире неопределенности, которая окружает будущее мировой энергетической промышленности, уже появились тенденции, которые могут послужить важными подсказками в поиске стратегии компенсирующего экспорта. Высокая цена на природный газ в международной торговле - это не временное явление, а начало эпохи высоких цен, которая обусловлена, помимо геополитики, двумя ключевыми факторами.
Во-первых, нарушение инвестиционного цикла в нефтегазовой отрасли, которое привело к тому, что здесь сложился устойчивый рынок продавцов. В то же время, образовавшийся инвестиционный разрыв не может быть закрыт. Во-вторых, эмиссионная политика центральных банков западных стран, которая спровоцировала длительный глобальный товарный суперцикл. Разворачивание этого цикла до сих пор маскировалось искусственным укреплением доллара.
На практике сверхвысокие цены уже привели к кризису в газохимической промышленности в странах-импортерах природного газа, прежде всего в сегменте азотных удобрений. В Европе производство азотных удобрений сократилось более чем на 70% из-за высоких цен на газ. В то же время страны-экспортеры природного газа получили огромное преимущество на мировом рынке сырья для азотных удобрений в качестве поставщика конкурентоспособного аммиака.
Таким образом, компенсационной экспортной стратегией, полностью отвечающей вышеуказанным требованиям и ограничениям, является производство "голубого" водорода из природного газа и его последующая конверсия в низкоуглеродный аммиак для транспортировки на мировые рынки.
Дополнительные аргументы
Стратегия низкоуглеродного водорода/аммиака предпочтительнее крупномасштабного СПГ, поскольку СПГ рассматривается как переходное топливо с точки зрения экологической повестки дня, и его использование в странах ОЭСР начнет исторически снижаться в ближайшей перспективе. Действительно, согласно последнему долгосрочному прогнозу консалтинговой компании Rystad Energy, глобальный "пик СПГ" (т.е. пиковый спрос на этот энергоноситель) будет достигнут уже в 2034 году. Отсутствие технологии крупномасштабного СПГ ставит Россию в невыгодное положение по сравнению с такими экспортерами СПГ, как США, Катар и Австралия, у которых есть не только технология, но и инвестиционные ресурсы для ее внедрения.
Стратегии "низкоуглеродного водорода/аммиака" уделяется мало внимания при обсуждении долгосрочной энергетической стратегии России не только из-за моделей мышления, описанных выше, но и по следующим объективным причинам
1. отсутствие в настоящее время глобального рынка низкоуглеродного водорода.
2. нерешенность проблемы экспорта водорода на мировые рынки из Российской Федерации в связи с невозможностью использования для этих целей существующих крупных газопроводов.
3. снижение интереса к водородной тематике, так как потребители в недружественных странах могут отказаться от водорода российского происхождения.
4. сомнения в наличии в России технологии крекинга метана с высоким процентом улавливания углерода, что позволило бы снизить уровень выбросов "голубого" водорода до уровня "зеленого" электролитического водорода с точки зрения выбросов парниковых газов.
Перечисленные выше четыре препятствия на пути реализации низкоуглеродной стратегии компенсации затрат водорода/аммиака не являются непреодолимыми.
Во-первых, превращение низкоуглеродного водорода из нишевого продукта в массовый неизбежно, и его потребление будет расти до 2050 года и далее. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в 2030 году потребление низкоуглеродного водорода составит 16-24 миллиона тонн по сравнению с менее чем одним миллионом тонн в 2021 году.
Консалтинговая компания McKinsey оценила стоимость совокупности водородных проектов со сроками реализации до 2030 года в $240 млрд, из которых по проектам стоимостью $22 млрд уже приняты окончательные инвестиционные решения. Разрыв между объявленными инвестициями и принятыми решениями объясняется энергетическим кризисом в Европе и Азии. Этот разрыв начнет быстро сокращаться по мере того, как в США начнется реализация принятого в августе 2022 года закона о стимулировании производства водорода (IRA).
По оценкам международного агентства по возобновляемым источникам энергии Irena, к 2050 году в мире должно производиться 614 миллионов тонн водорода в год, из которых две трети будет приходиться на "зеленый" водород, а 205 миллионов тонн - на "голубой". Около четверти производимого в мире водорода будет продаваться на международном рынке в том же году, из которых 100 миллионов тонн - "зеленый" водород, а 50 миллионов тонн - "голубой" водород. Половина водорода будет экспортироваться по водородным трубопроводам, а остальное - по морю в виде аммиака. На этом фоне российские планы по достижению экспорта 15-50 млн тонн чистого водорода в 2050 году, принятые до ЕТР, выглядят не очень амбициозными.
Более 70% из существующих в мире 70-75 миллионов тонн водорода поставляется из природного газа, но этот водород относится к "серой" категории, со значительным углеродным следом. Мировой рынок чистого водорода будет развиваться по типу "зеленого" водорода (электролиз) и "голубого" водорода, производимого из природного газа методом парового риформинга с захоронением уловленного в процессе CO2.
Такие производители газа, как Saudi Aramco, Shell, Equinor и Qatargas, уже определились с ролью стратегических инвесторов в голубой водород. Saudi Aramco стала первой компанией в мире, которая будет производить и поставлять "голубой" аммиак в Японию в сентябре 2020 года.
Это свидетельствует о том, что, несмотря на прохладный подход Министерства энергетики к экспорту голубого водорода, в России сохраняется интерес к нему на корпоративном уровне. Так, согласно "Атласу российских проектов по производству водорода и аммиака с низкими и нулевыми выбросами" Минпромторга, существует 33 пилотных проекта, 27 из которых связаны с "зеленым", электролитическим водородом. Тем не менее, на общем фоне выделяются четыре "голубых" водородных проекта. Среди них - проект компании "НоваТЭК" по строительству Обского ГХК с прогнозируемым объемом производства 2,2 млн тонн аммиака в год и долгосрочными планами по увеличению этого показателя до 5 млн тонн.
Голубые водородно-аммиачные проекты в Арктике и на Дальнем Востоке характеризуются короткими транспортными цепочками: добыча природного газа - паровой риформинг в портовой зоне - улавливание CO2 с реинжекцией на производственных площадках - выделение водорода - производство аммиака - его транспортировка морем на экспорт. Кроме того, арктический кластер располагает богатыми и неразработанными сухопутными газовыми месторождениями, а дальневосточный кластер активно разрабатывает морские газовые ресурсы.
Во-вторых, транспортировка низкоуглеродного водорода на большие расстояния оказалась решаемой проблемой. Относительно недавно европейцы обсуждали возможность импорта водорода в сжиженном и сжатом виде, но, судя по планам ведущих немецких энергетических компаний, импорт аммиака стал приоритетным. Немецкие энергетические гиганты RWE и Uniper, например, планируют построить терминалы для приема именно низкоуглеродного аммиака. Терминалы будут отделять водород от аммиака и транспортировать его по водородным трубопроводам. Ожидается, что в 2030 году около 0,6 млн. тонн водорода будет поступать с этих терминалов, что составляет около 20% от общего потребления водорода в Германии. Во время недавнего визита в Канаду канцлеру Олафу Шольцу удалось договориться об импорте аммиака, а не СПГ.
Другими словами, решение логистической проблемы будет заключаться не в перевозке промышленных объемов самого водорода через океаны, а его "более удобных" производных (аммиака, метанола и т.д.) с последующим их расщеплением. Аммиак, произведенный из "голубого" водорода, является наиболее подходящим инструментом для формирования мирового рынка водорода, который, к тому же, в будущем может использоваться как обычный энергоноситель.
В-третьих, нельзя исключать, что производство "голубого" водорода будет запущено не только перед постоянным спросом на него, но и при сохранении недружественными странами санкций на импорт энергоносителей из России. Достаточно вспомнить, как после начала работы СВО компания Uniper спешно расторгла контракты с "НоваТЭК" на импорт 1,2 млн тонн "голубого" аммиака в год. Но стратегия низкоуглеродного водорода/аммиака предлагает решения и в таких ситуациях.
В связи с ростом цен на природный газ мир столкнулся с беспрецедентным кризисом азотных удобрений. Поэтому дополнительные объемы "голубого" водорода могут найти рынок сбыта во времена неопределенности в виде аммиака, который служит сырьем для таких удобрений. Напомним, что к середине августа 2022 года в Европе было остановлено 70% мощностей по производству азотных удобрений. В настоящее время аммиак выведен из-под санкций недружественных стран, поскольку мировой рынок удобрений остро нуждается в нем.
Кроме того, участие нефтегазовых компаний в производстве низкоуглеродного аммиака поможет устранить барьеры, которые в течение многих лет стояли на пути его экспорта из страны. В результате в промышленности азотных удобрений в России доминируют предприятия полного цикла, которые потребляют аммиак для дальнейшей переработки. Незаполненная растущая экспортная ниша в поставках аммиака связана с логистикой.
Критическая ситуация с экспортом, при которой фактический экспорт аммиака из страны был заблокирован, возникла в 2022 году. За первые семь месяцев этого года производство аммиака упало на 13%.
Дело в том, что в России нет ни одного специализированного терминала по перевалке аммиака, для чего традиционно использовались балтийские порты, а единственный аммиакопровод между Тольятти и Одессой проходит через Украину. Он был остановлен 24 февраля 2022 года. В сентябре этого года президент Украины Владимир Железный заявил, что поддержит экспорт российского аммиака через Украину только в обмен на военнопленных.
Производители аммиака и азотсодержащих удобрений начали испытывать логистические трудности иного рода. Фрахт для перевозки продукции, как оказалось, доступен только в российских портах. Кроме того, было значительно сокращено количество судов, которые можно было зафрахтовать. Возникли проблемы со страхованием грузов и транзакциями.
Участие нефтегазовых компаний в аммиачном бизнесе позволит использовать их потенциал для реструктуризации системы перевозок: будет построена необходимая портовая инфраструктура (порт Сабетта и т.д.) и парк аммиаковозов. Аммиак и сжиженный нефтяной газ перевозятся на одних и тех же судах из-за схожих температур кипения. Оба имеют одинаковый класс опасности - четвертый. Суда для перевозки СПГ также подходят для транспортировки аммиака. Решение проблемы логистики позволит значительно перераспределить потоки аммиака на новые рынки в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, где отмечается его острая нехватка. Индия традиционно зависела от импорта аммиака. Китай, крупнейший в мире производитель аммиака, начал его импортировать (0,8 млн тонн в 2021 году). Планируя перевести весь транспорт, особенно грузовики, на водородные элементы, Китай особенно заинтересован в импорте углеродно-нейтрального водорода.
Наконец, крупномасштабное производство водорода с низким уровнем выбросов также решает перспективную проблему, с которой неизбежно столкнется российская промышленность удобрений: введение пограничного налога на углерод странами-импортерами.
В-четвертых, опасения по поводу отсутствия импортного оборудования для производства водорода/аммиака с низким уровнем выбросов преувеличены. Например, в "Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации" (август 2021 года) признается "значительный опыт промышленного применения технологий паровой конверсии метана"). Технологии синтеза аммиака и закачки диоксида углерода уже давно отработаны. Здесь, однако, нет предела совершенству. Для достижения высоких показателей улавливания ПГ (95% и выше) необходимо разработать современную технологию автотермического риформинга (АТР).
В связи с ростом стоимости природного газа в мире наблюдается нехватка азотных удобрений. Поэтому дополнительные объемы "голубого" водорода найдут рынок сбыта в виде аммиака, который служит сырьем для их производства
Пауза перед рывком
Перенос с осени этого года на середину следующего года подготовки новой энергетической стратегии России до 2050 года создал множество неопределенностей: давление санкций на Россию, контракт "Сибирь-2", жизнеспособность трубопровода "Северный поток" и возможность быстрого наращивания масштабной компетенции в области технологий СПГ. Простое перечисление самых важных из этих "неизвестных" говорит о том, что подготовку многострадальной энергетической стратегии на 2050 год придется откладывать не один раз.
Тем не менее, отложить его на год - это, безусловно, разумное решение. В отсутствие каких-либо новых революционных идей в ходе состоявшихся до сих пор дискуссий, отсрочка позволит возобновить обсуждение альтернативных вариантов развития энергетического сектора, прежде всего в части его экспортной составляющей.
Объемы природного газа, на которые распространяются западные санкции и ограничения, могут быть перенаправлены на производство "голубого" водорода с последующей его трансформацией в низкоуглеродный аммиак. Такая трансформация гарантировала бы устойчивый рынок для этого химического газового продукта в исторической перспективе, даже если Россия останется под санкциями в течение длительного времени.
Аммиак является мобильным товаром, он не привязан к трубопроводам и может быть экспортирован по морю в любой порт, имеющий соответствующую инфраструктуру. Превращение России в ведущего экспортера низкоуглеродистого аммиака уменьшит потрясения на мировом рынке удобрений и станет неоценимым вкладом в решение глобальной продовольственной проблемы.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Решение — развитие в России производств низкоуглеродной газохимии, прежде всего аммиака, с прицелом на экспорт.