Знакомство с боевыми искусствами Востока как с богатейшим культурным наследием вступает в активную фазу. Все более ясно осознаются перспективы использования лечебных, спортивно-оздоровительных и военно-прикладных ресурсов традиции. Эти ресурсы не только не исчерпаны, но и продолжают возрастать, поскольку многовековая традиция живет и развивается, преодолевая культурную изоляцию в диалоге Востока и Запада. Анализ противоречивого существования боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную целостность, уступая деструктивным тенденциям, а с другой — мобилизует свои могучие защитные силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа ее демократического освоения и межкультурной консолидации.
Традиционно гибкая адаптация традиции боевых искусств Востока к различным социокультурным условиям обнаруживает сегодня новые возможности. Если и прежде жизнь и развитие традиции, утверждение ее духовно-нравственных идеалов были сопряжены с преодолением национально-региональных или классово-сословных барьеров (боевые искусства становились достоянием и официальных аристократических кругов, и семейно-родовых кланов, и монастырских общин, и одиноких отшельников, и профессиональных воинов, и безоружных крестьян...), то теперь жизнеспособность традиции проявляется с еще большей силой. Привлекая своими феноменальными внешними достижениями и маня тайнами, скрытыми от взора непосвященных, традиция дальневосточных боевых искусств завоевывает мировое признание. Возрождение высоких гуманистических идеалов и непреходящих ценностей боевых искусств Востока обретает сегодня экологический смысл, открывая новые возможности в освоении всего культурного наследия.
Если последовать советам древних мудрецов и попытаться извлечь уроки из истории дальневосточных боевых искусств, уяснить естественный ход развития традиции, то здесь явственно обнажится некая общая закономерность и особенность современного этапа ее изучения, постижения, освоения. В сознании представителя культуры Востока скорее всего возник бы образ грандиозной исторической драмы, все перипетии событий которой, равно как и общая логика развертывания, предстали бы в контексте универсальной концепции Инь — Ян. И общее правило, согласно которому «порядок сменяет смута, смуту — порядок», сегодня обрело бы конкретный смысл. «Смута» стихийного, внутренне противоречивого освоения традиции боевых искусств Востока в XX веке неизбежно должна смениться новым «порядком»— ясным осознанием ее уникальности и превращением всего, что в культурном наследии обладает непреходящей ценностью, в общечеловеческое достояние.