Дальний Восток крайне богат национальными и регионарными традициями, определяющими многие из сторон человеческого бытия, именуемых образом жизни.
Образ жизни определяет то «расписание», тот «распорядок» действий, который наиболее рационален в тех или иных условиях. И, конечно, приверженцы дальневосточных боевых искусств подстраивали свои занятия под те закономерности, которые были выработаны их предками многие века назад либо кардинально меняли эти закономерности.
Во всем многообразии можно выделить две основные тенденции, определяющие те крайности, которые очерчивают границы допустимых вариаций.
Первая особенность характерна для народов или регионов, где преобладающим был кочевой или полукочевой образ жизни. В подобных условиях сторонники боевых искусств придерживались чаще однократных, но насыщенных тренировок, чаще всего выбирая для этого раннее утро. После тяжелой тренировки следовала не менее насыщенная трапеза, часто единственная в течение наступающего дня. Постоянные переезды с места на место, постоянная борьба с соседями заставляли людей быть все время настороже и уметь пользоваться минимальными временными паузами для решения каких-либо бытовых, социальных, культурных задач.
Вторая особенность характеризовалась полной оседлостью и привязанностью к определенному месту, к постоянному жилищу. В таких условиях у человека оставалось больше времени для занятий боевыми искусствами, так как ежедневное бытовое обустройство не отнимало столько времени, сколько у представителей кочевых племен. Количество приемов пищи и тренировок возрастало до 4—6 в день, и сами тренировки и приемы пищи стали более дифференцированными. У адептов боевых искусств появилась возможность подстраивать тренировочный процесс под сезонные, месячные (а точнее, лунные) и суточные ритмы, сообразуясь с теми биоритмологическими установками, которые были выработаны целой культурой. При таком подходе темпы освоения материала заметно ускорились, а это давало больше возможности для качественных скачков, или, как это определяется и по сей день, для «продвижения в искусстве». Сам характер образа жизни стал подстраиваться под особенности занятий и подчиняться их закономерностям. В отличие от первого варианта, когда занятия подстраивались под временные промежутки в распорядке дня кочевника.
Но жизнь много разнообразнее тех полярных точек, которые очертили границы, и занимает все множество промежуточных положений в этом ряду. И здесь возникает вся гамма разнообразия, которая осталась нам в наследство от тех или иных школ, течений, стилей...
Разбирая особенности биоритмических закономерностей в распределении тренировочных нагрузок, можно заметить, что дыхательной гимнастике и мягким техническим комплексам чаще отводилась первая половина дня, а тяжелая физическая нагрузка падала на вечернее время, в большинстве случаев до захода солнца. Во многих школах практиковались ночные тренировки, особенно в периоды полнолуния, новолунии, зимнего и летнего солнцестояния. Нередко тяжелая ночная тренировка без перерыва переходила в утреннюю, и выдержать подобные испытания было под силу только тем, кто полностью овладевал искусством самоуправления и сосредоточения.
Разнились планы тренировок и по сезонам года. Так, весной приоритет отдавался дыхательным элементам, технике без особых физических нагрузок. По мере приближения лета возрастала физическая нагрузка, достигавшая своего апогея в конце лета — начале осени и постепенно уменьшавшаяся к периоду зимы. В зимнее время многие школы, заметно снижая общую интенсивность нагрузки, отдавали предпочтение разбору и освоению тактико-технических особенностей своей школы, выработке новых тактических приемов и увязке их в единую систему, созданную предшествующими мастерами.
Очень интересными были некоторые монастырские школы, в которых тренировки практически не меняли своей физической интенсивности и технической насыщенности в течение года. А с другой стороны, не менее оригинальными выглядели «спонтанные» школы даосских отшельников, строивших «планы» занятий, сообразуясь со своим внутренним мироощущением.
Многообразие отличий определяло одновременно и единство установок, которые были едины для большинства непохожих систем и воплотились в основные наставления врачебной науки древнего Востока, оформившиеся впоследствии в специальные медицинские трактаты.
Основные наставления восточной медицины требуют: не терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, мочи.
Неудовлетворение голода истощает силу, вызывает расстройства, потерю аппетита и головокружение.
Неутоление жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение.
Задержка рвоты вызывает отвращение к еде, склонность к заразным заболеваниям, одышку, отеки, рожистые воспаления, хронические воспаления, абсцессы, расстройства зрения.
Задержка чихания вызывает притупление чувств, головную боль, боли в мышцах шеи, легкий парез мышц лица и ослабление нижней челюсти. Задержка зевоты вызывает те же самые расстройства.
Задержка и неправильное дыхание вызывает опухоли, расстройства сердца, кровообращения и опьянение.
Задержка сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительных способностей.
Задержка мокроты вызывает ее скопление в местах образования, одышку, худобу, расстройство сердца и кровообращения, потерю аппетита.
Задержка слюны вызывает расстройство сердца и центральной нервной системы, слизетечение из носа, головокружение, потерю аппетита.
Задержка газов вызывает сухость в экскрементах, задержку экскрементов, опухоли, появление колющих болей, потемнение в глазах, ослабление пищевари-ния и усвоения пищи, расстройство сердечной деятельности.
Задержка экскрементов вызывает появление дурного запаха изо рта, боль в теменной части головы, сведение икроножных мышц, лихорадку и расстройства от задержки газов.
Задержка мочи вызывает мочекаменную болезнь и расстройства половой сферы.
Чрезмерное половое воздержание и, наоборот, половая несдержанность вызывают боль в половых органах, задержку мочи, развитие камней в мочеполовых путях, импотенцию.
Так начинает свои наставления традиционная медицина Востока в одном из основополагающих рукописных трудов тибетского региона «Жуд-ши», вобравшего в себя многие общевосточные принципы. Издавна медицина Востока уделяла большое внимание вопросам профилактики заболеваний, а эти вопросы просто невозможно решить, не определив основные установки образа жизни и положения рационального питания человека.
Вопросы питания издавна волновали человечество, подкидывая сложные, а порой просто противоречивые загадки. Непримиримые сторонники крайностей отстаивали свои идеи — почти полный голод или неограниченное обжорство, а создатели той или иной диеты приводили множество доводов, убеждая неоспоримость пользы своего детища.
Но во всей суете и неразберихе аргументации порой взаимоисключающих систем питания существовало мнение, которое в разное время в разных концах земного шара высказывали медики, не имевшие возможности сопоставить свои мысли. Тем не менее выводы, сделанные этими врачами, были едины — это были постулаты рационального питания. Они практически мало чем отличались у жрецов-исцелителей Древнего Египта и Месопотамии, врачей Древнего Рима и Греции, медиков Древнего Китая и Индии, врачевателей древних индейских цивилизаций. Эти идеи поддерживали врачи средневековья, актуальны они и сейчас. Конечно, нюансы питания в каждом регионе свои, и зависят они от культурных, религиозных, климатических особенностей, но все же их единство неоспоримо.
По мнению медиков и философов древности, на Земле «нет ни одного вещества, которое не было бы целебным», важно только знать количество вещества, обладающее лекарственным действием, и заболевание, при котором это вещество эффективно. Отсюда происходят многие знаменитые поговорки Востока: «Качественная пища — лекарство, некачественная пища — яд», «Питание должно быть умеренным по количеству и высоким по качеству», «Любую пищу необходимо тщательно пережевывать, чтобы она лучше взаимодействовала с соками организма» и т. д.
По традиционным представлениям, действие большинства лекарств первоначально определяется их вкусом. На Востоке различали следующие вкусы: приятный, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. При приеме веществ «приятного вкуса» во рту ощущается приятное чувство и появляется желание принять их; кислого вкуса — стягиваются зубы, лицевые мышцы судорожно сокращаются, отделяется слюна; соленого вкуса — ощущается жар и обильно выделяется слюна; горького вкуса — уничтожается запах изо рта и чувствуется некоторое отвращение к этим веществам; жгучего вкуса — чувствуется жжение во рту, на языке, выступают слезы из глаз; вяжущего вкуса — чувствуется на языке и нёбе шероховатость.
Виноград, корни, родственные женьшеню, мед, различные виды мяса, молоко, масло — все они считаются представителями приятного вкуса.
Гранат, барбарис, яблоко, простокваша, кефир считаются представителями кислого вкуса.
Поваренная соль, китайская соль, корица считаются представителями соленого вкуса.
Лимон, аконит, мускус считаются представителями горького вкуса.
Гвоздика, перец, имбирь, лук считаются представителями жгучего вкуса.
Кипарис, черемуха считаются представителями вяжущего вкуса.
Вещества приятного вкуса полезны старикам, детям, утомленным, страдающим воспалениями; эти средства способствуют упитыванию, заживляют раны, придают цветущий вид, способствуют лучшему отправлению чувств, долголетию, служат противоядиями и излечивают болезни обмена желчи.
Если эти вещества принимаются в излишестве, то они будут способствовать ожирению, ослаблению жизненной энергии, тучности, мочеизнурению, образованию опухолей.
Вещества кислого вкуса усиливают жизненную энергию, возбуждают аппетит, утоляют жажду, способствуют пищеварению и усвоению пищи, способствуют удалению газов.
Если эти вещества будут восприниматься в избытке, то они усиливают расстройство крови и жизненных процессов желчи, организм слабеет, темнеет в глазах, наступает головокружение, появляются отеки, приобретается наклонность к рожистым воспалениям, к накожным расстройствам, к жажде, увеличивается склонность к заразным болезням.
Вещества соленого вкуса способствуют удалению отвердевших задержанных и непереваренных веществ, соленые ванны способствуют потоотделению, усилению жизненной энергии, возбуждают аппетит.
Если эти вещества будут приниматься в излишестве, то они способствуют выпадению волос, образованию седины и морщин, ослабляют, вызывают жажду, способствуют расстройству крови и жизненных процессов желчи и образованию различных хронических опухолей, предрасполагают к рожистым воспалениям.
Вещества горького вкуса излечивают потерю аппетита, удаляют паразитов, утоляют жажду, служат противоядием, излечивают хронические опухоли, обмороки, заразные расстройства, излечивают жизненные расстройства желчи, уничтожают гниение, жир; экскременты теряют воду под влиянием горьких веществ, уменьшается количество мочи, дух делается бодрым, улучшается работоспособность.
Если эти вещества употребляются в излишестве, то все ткани истощаются, возникают тяжелые расстройства.
Вещества жгучего вкуса излечивают расстройства дыхательных путей и зева, излечивают опухоли желез на шее, усиливают пищеварение, возбуждают аппетит; жир и различные гниющие вещества теряют воду и удаляются из организма; благодаря веществам жгучего вкуса кровеносные сосуды расширяются.
Если эти вещества применяются в излишестве, наступают мышечные расстройства с дрожанием конечностей, судорогами в них, с обмороками, снижается потенция.
Вещества вяжущего вкуса способствуют потере воды в крови, в желчи, в жирах, во всем, что гниет, излечивают расстройства жизненных процессов желчи, улучшают цвет кожи.
Если эти вещества употребляются в излишестве, то слизи увеличиваются, делаются запоры, образуются газы, происходит расстройство сердечной деятельности, чувствуется слабость, кровеносные сосуды суживаются...
Таким образом, единство и борьба противоположностей находят свое воплощение в предписаниях по правильному питанию в древних восточных трактатах. И хотя некоторые понятия не всегда употребимы в современной медицине, но общие положения подобных рассуждений имеют под собой довольно прочную основу с многовековой традицией, отфильтровавшей все самое ценное и отбросившей большинство ошибочных положений.
Сторонники голодания по Брэггу, диеты по Шелтону или других многочисленных систем найдут в положениях древних медиков многое из того, что им не по душе. Ну что ж — о вкусах не спорят. И если человек длительное время является приверженцем какой-либо системы, приносящей ощутимые плоды, то вряд ли разумно от нее отказываться. Но, как показывает опыт, большинство людей являются приверженцами бессистемности в вопросах питания. Именно им адресованы рекомендации, созданные много веков назад:
«Нужно стремиться прожить без болезней и притом долго.
В первом случае нужно избегать причин, производящих расстройства питания. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспособляться к изменениям температуры времен года, к климатическим условиям, получит соответствующее воспитание, направление чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае не произойдет расстройства жизненных процессов в организме и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста, жизненно определенного с рождения.
Несмотря на это, возможно продолжать жизнь, пользоваться здоровьем юного возраста, крепостью и сохранением чувств.
Для этого необходимо защищаться от действия нервов, вести умеренный образ жизни, правильно пользоваться массажем, втираниями, ваннами, применять укрепляющие и восстанавливающие средства, заниматься физически и пользоваться самыми свежими и доброкачественными пищей и питьем».
Как видите, секреты долголетия не так уж и сложны, важно только их придерживаться. Выработка определенных привычек, связанных с образом жизни, позволяет лучше распределять нагрузки при регулярных физических занятиях, правильно чередовать периоды физической, умственной активности с периодами полного отдыха.
Для тех, кто больше интересуется практическими советами, предлагаем несколько несложных рецептов, которые могут быть использованы в составлении индивидуального пищевого режима.
Парное молоко — прекрасное средство при различных легочных заболеваниях, ежедневно принимать по половине стакана.
Манная каша — тибетцы говорят: «Вы начали с молока и каши, заканчивайте тем же».
Ежедневно хотя бы по нескольку ложек каши должен съедать каждый, кому за 40 лет. Хорошо действует на желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательную систему.
Мясо птицы — легко усваивается, особенно полезно людям, занимающимся регулярно спортом.
Рыба различных сортов — прекрасное средство восстановления после длительных физических нагрузок, после продолжительных заболеваний. Рекомендуется употреблять в пищу 1—2 раза в неделю.
Орехи, изюм, сыр при ежедневном употреблении тонизируют центральную нервную систему, способствуют профилактике переутомления, полезны при многих заболеваниях. Рекомендуется в день потреблять примерно 30 граммов грецких орехов, 20 граммов изюма, 50 граммов сыра.
Творог, особенно домашний — прекрасное натуральное лечебное средство профилактики атеросклероза, применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях печени.
Лимон, апельсин, грейпфрут — полезны при начальных стадиях гипертонии, некоторых заболеваниях щитовидной железы, некоторых гинекологических заболеваниях. Употребляются вместе с кожурой, натирая на терке и смешивая с сахарным песком. Свежеприготовленные плоды не рекомендутся хранить больше 1/2 суток.
Клюква — издавна применяется при анацидных формах гастритов.
Земляника, клубника — в свежем виде оказывает благоприятное воздействие при мочекаменной болезни.
Яблоки, особенно кислые сорта, используют как профилактическое средство против склероза сосудов.
Черноплодная рябина — одно из распространенных средств профилактики склероза, применяется при ранних стадиях зоба. Рекомендуется в свежем виде или с добавлениями небольшого количества сахара по 3—4 чайные ложки в день.
Петрушка, укроп и другая зелень рекомендуются к употреблению в течение всего года.
Особое место в вопросах питания занимает так называемая чаетерапия. Чай издавна был не просто напитком, утоляющим жажду. Медики Древнего Китая разработали несколько систем применения чая в качестве лекарственного вещества при различных заболеваниях. А в Японии была создана специальная система чайной церемонии — тяною, которая наряду с целебным действием волшебного напитка, как называли чай, использовала и специальную психотехнику ритуали-зации процесса приготовления, подготовки и употребления чайного напитка.
На Востоке рекомендовали больше использовать зеленые сорта чая или смешивать зеленые и черные сорта для получения различных букетов вкусовых и обонятельных ощущений. Чай рекомендуется заваривать в фарфоровом чайнике, предварительно ошпарив его крутым кипятком. В фарфоровый чайник засыпается полная чайная ложка чая, добавляется немного (примерно 1/3 чайной ложки) сахарного песка и все это заливается 1,5—2 стаканами крутого кипятка. Далее чайник накрывается чем-то теплым и настаивается несколько минут. Рекомендуется употреблять чай в течение первого часа после заваривания, так как все наиболее ценные вещества после этого срока начинают быстро распадаться, превращаясь в вещества, не оказывающие лечебного эффекта на организм человека. Чай способствует расширению сосудов, стимулируй центральную нервную систему, улучшает деятельность сердца, снимает усталость, способствует лучшему становлению сил после тяжелой нагрузки.
Следование этим несложным традиционным советам поможет вам длительно сохранять работоспособность, избегать перенапряжения, поддерживать защитные силы организма на достаточном уровне и сделает значительно более эффективными ваши занятия по физическому и психическому совершенствованию.