Закрыть ☒

Ключевые перемены, которые принесла Эпоха возрождения, развернув направление развития философии и искусства

Название какой-либо исторической эпохи появляется, когда эта эпоха уже давно закончилась. Люди Древнего мира не знали, что живут в Древнем мире, да и наше время когда-нибудь перестанет быть новейшим и обретет другое название. Так и термин Возрождение, или Ренессанс, появился уже в 19 веке, когда можно было дать характеристику этому времени с расстояния прошедших лет.

Временные рамки эпохи Возрождения, опять же, как и любой другой, весьма условны и захватывают время с 14-го по 16-й, или даже первую половину 17-го века. Это было время больших перемен во многих областях жизни сразу. Такие глобальные события, как Реформация церкви, открытие Америки или Падение Византийской империи оказали сильное влияние на мировоззрение людей.

Продвинулась далеко вперед наука и техника, Коперник создал гелиоцентрическую систему, появился печатный станок, словом, картина мира настолько изменилась, что впоследствии этот временной отрезок стали называть переходом от Средневековья к Новому времени. Возрождение было частью этого процесса и относилось прежде всего к европейской культуре, в которой тоже произошли кардинальные перемены.

Первые вопросы, которые возникают в связи с понятием Возрождения: а что же, собственно, возродилось и почему оно считалось исчезнувшим? Возродился интерес к античной науке и искусству. В течение Средних веков, когда в Европе доминировала власть церкви, многие античные литературные и научные труды стали непопулярны. Какие-то были утеряны, другие просто забыты и пылились в хранилищах. Античные храмы разрушались или перестраивались в церкви.

Греческие и римские статуи изображали в основном языческих богов или правителей-язычников, и эту часть старого культа тоже не стремились сохранить. При этом Средние века вовсе не были одним общим процессом деградации всего. За тысячу лет после падения Римской империи человечество не стояло на месте, в том числе в науке и искусстве, а также и в политике.

Именно в Средневековье появилась, например, целая сеть европейских университетов, начиная с Болонского и Оксфордского. Средневековая архитектура, особенно готическая, до сих пор вызывает восхищение и популярна не меньше античной. Вместе с тем неограниченная власть церкви, которая распространялась и на науку, вызывала все больше вопросов, прежде всего у образованной и состоятельной части населения. Да, это была очень небольшая, но и очень влиятельная часть общества.

Процесс Возрождения берет свое начало в Италии. Развитие торговых отношений с Османской империей, Индией и Китаем улучшило благосостояние жителей итальянских городов, таких как Венеция, Милан или Флоренция. Желание торговать с востоком вообще сыграло ключевую роль в перемене эпох, ведь именно на поиски торгового пути в Индию в свое время отплыл Христофор Колумб.

Взаимодействие с восточными странами также привело к культурному и научному обмену. Европейская наука обогатилась от ознакомления с достижениями арабов. Есть предположение, что тот же Коперник мог находиться под влиянием арабских астрономов.

Падение Константинополя привело к тому, что спасающиеся от османского господства жители Византии перебрались в Западную Европу и принесли с собой уникальное собрание античных трудов из бывшей столицы.

Обратите внимание: История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда..

Да и сам по себе контакт с другим миром уже позволял по-другому смотреть на существующий порядок вещей. Восточные страны были высоко развиты и богаты, но при этом жили по своим законам и исповедовали другие религии.

Это был живой пример того, что общество и культура могут развиваться независимо от власти христианской церкви. Все эти процессы привели к тому, что важным направлением Возрождения стало новое философское течение: гуманизм.

Оно подразумевало, что человеческая жизнь является высшей ценностью, и основные усилия людей должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, делать условия этой жизни лучше, а во-вторых, развивать в себе свои лучшие качества. Человек в идеале должен быть образован, умен, стремиться к самосовершенствованию и познанию мира.

И оказалось, что античные философы, такие как Аристотель и Платон, уже 2 тысячи лет назад ответили на многие вопросы, которые вновь вставали перед человечеством. Как определить истину? Что есть "хорошо", а что "плохо", и кто это решает? В чем смысл нашего существования? К чему должен стремиться человек в своей жизни?

Во всем этом античные философы продвинулись гораздо дальше, чем средневековые, потому что у них было больше свободы действий. В Средневековье любая философия находилась под влиянием религии. Главными представителями философии так или иначе были деятели церкви.

Оспаривать ее постулаты они не хотели, да и не могли. Не то чтобы в античности разрешено было оспаривать власть богов. Например, Сократ был казнен по обвинению в богохульстве. Но отношения между религией и человеком были другими. Греческие боги не были носителями истины, но они были покровителями людей. Они сами поступали как люди, и имели множество недостатков. Кто-то был вспыльчив, кто-то некрасив, кто-то ревнив, и так далее.

Смотрите также мое видео "Почему учебники по истории неактуальны".

Поэтому для античных философов стремление ответить на главные вопросы человеческого существования не было посягательством на религию. И вот, когда в Европе люди снова занялись поисками ответов на вечные вопросы, то античная философия была как бы открыта заново.

Это изречение Протагора стало центральным для гуманизма.

Течение это приобрело большой размах и оказало сильное влияние на многие сферы жизни, в частности, на законодательство и право, а также на искусство, где человек стал главным действующим лицом.

Как вам статья? Если понравилась, поставьте лайк! На этом сайте я публикую авторские материалы на тему #история , #история древнего мира , #интересные факты и #интересные места!

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал!

Еще по теме здесь: История.

Источник: Ключевые перемены, которые принесла Эпоха возрождения, развернув направление развития философии и искусства.