Как жили и воевали ассирийцы

Одним из важнейших и крупнейших государств ближнего востока была Ассирия, находящаяся чуть южнее и восточнее хеттов. Столица страны Ашшур являлась важнейшим городом, через который проходила транзитная торговля, и это немало послужило развитию ассирийской державы. Повсеместное внедрение железа в производство также сыграло важную роль в развитии этого и других молодых государств, о которых пойдёт речь в других статьях.

Содержание

1. Староассирийский период

  • Система управления
  • Войны

2. Среднеассирийский период

  • Социальное устройство
  • Военная организация
  • Войны и отношения с Вавилонией

Староассирийский период (до XVI века до н.э.)
Система управления

Город Ашшур, как и другие ассирийские города начинал как ном, т.е. город-государство. Между III и II тысячелетиями до н.э. он стал центром поклонения богу охоты и скотоводства Ашшуру, которому поклонялись племена второй ветви аккадцев (первая - вавилоняне). С момента постройки храма можно и отсчитывать время существования Ассирии. Ассирийцы занимались земледелием и в меньшей мере скотоводством. Торговля также стала важнейшим стержнем новоиспечённой страны. Торговые пути проходили через неё в Средиземноморье, Малую Азию, к эламитам, в Закавказье и Месопотамию. Такое расположение способствовало формированию торговых корпораций и колонии внутри державы. Храмы, как и в Месопотамии играли важную роль. Рабы, работающие на храмовых хозяйствах были многочисленны и составляли местное задолжавшее население. Несмотря на рабовладельческое общество к тому времени сохранилось много черт родоплеменной общины и военной демократии. Множество решений принимали в “Доме города” - совете старейшин, состоящем из элит. Их назначал “укуллума” - чиновник, занимающийся судами и административными делами. Из их числа выбирали “лимму” на один год - чиновника, владеющего казной. Его именем назывался год. Наследственную должность правителя по сути занимал жрец с военной функцией во время войн - “ишшиаккума”. Территории государства разделялись на “алум”, т.е. община и кочевье для кочевых племён. Те, в свою очередь, имели своё самоуправление - шейхи, советы старейшин, народные собрания и так далее.

Войны

Староасирийская династия была основана в 1970 году до н.э. Пузуром-Ашшуром I, правившим до 1961 года до н.э. И до 1810 года их положение было тяжёлым. Аморейский вождь и современник Хаммурапи Шамши-Адад I уже упоминавшийся на этом сайте пришёл к власти именно в указанный год, осев в Ашшуре. Его время ознаменовано активной внешней политикой и войнами. За его заслуги впоследствии он стал важным элементом исторической памяти ассирийцев. Во время своей деятельности ему пришлось объединить многие функции, до этого принадлежавшие разным людям. Так и постепенно и наступала царская власть в этой стране. Безусловно, развился государственный аппарат со множеством должностей, но все они теперь были подконтрольны одному человеку на высшем уровне. Преемники “Царя царей” не смогли сохранить то, чего достиг Шамши-Адад и долгое время Ассирия не имела большого веса, как военная держава. В XV веке до н.э. она даже становится жертвой Миттани. Торговля Ашшура и других городов ухудшилась из-за политической обстановки. Соседние страны изгнали их купцов со своих территорий, а миттанийцы заблокировали их. Далее до XV-XIV веков до н.э. ассирийцы пытались дипломатическим образом восстановиться. Связи с Египтом поддерживались дарами. Начинается это ещё при фараоне-завоевателе Тутмосе III, затем продолжается при Аменхетепе III и религиозном реформаторе Эхнатоне. Среднеассирийский период (1365-1050 годы до н.э.)начался у страны при Ашшур-убалите I, имеющем отношение к разгрому миттанийцев около 1270 года до н.э. в союзе с хеттами и присвоению их территорий себе.
Среднеассирийский период (от XIV до XI веков до н.э.)
Социальное устройство

Ассирия к концу среднеассирийского периода стала ещё более рабовладельческим государством, прибавив ко внутреннему закабалению ещё и внешнюю эксплуатацию военнопленных. Из-за этого можно заметить развитие строительства силами тех же рабов. Среди них были и касситы, и хурриты и урарты и все те, кому не повезло оказаться у них на пути. В то же время, если посмотреть на судебники XIV-XIII веков, можно увидеть как изменилось общество. В отличии от законов Хаммурапи, где защиту более-менее получали все слои общества ассирийские законы предпочитали защищать элиты. В них входили крупные землевладельцы, жрецы, служилая знать, крупные купцы, рабовладельцы. Ассирийцы славились своей жестокостью по отношению как к боеспособным врагам, так и к беспомощным пленным, часть которых отправляли работать ремесленниками, а часть могли ослепить или увечить другим способом. Во множестве государств древности долговые рабы имели повышенные права, их нельзя было бить и калечить. В Ассирии такого правила не было.
Положение женщин, не говоря уже о рабынях, также было не из лёгких. Патриархат здесь был одним из самых сильных. Брак представлял собой по сути покупку жены. Никаких мужских поступков закон не осуждал, а жене не давал право уйти от мужа. В других странах, при также большой патриархальности существовали пункты, по которым жена могла уйти. А также любые женские проступки наказывались физически на законном уровне. Ассирия была одной из самых нелояльных к правам женщин и рабов древних царств. Наследственность передавалась в семьях по правилам майората, т.е. наследство получал старший сын. Отсюда власть старшего мужчины была непреклонна. В то же время, ассирийцы разработали новшества в системе управления государством. Переселения поверженных врагов на свои территории, введение системы провинций и назначение туда ассирийской администрации, система налогообложения - всё это стало развиваться в новоассирийский период и было перенято у них другими странами.

Военная организация

Волна варварских нашествий породила множество новых государств, таких как Персия, Мидия и т.д. Они также дали путь к развитию многим народам - филистимлянам, арамеям, дорийцам, халдеям и евреям. Также это изменило этнический и языковой состав уже сформированных стран к тому времени. Однако к этому времени военное положение Ассирии становится привычным делом, приравнивая это царство к списку военных держав. Плюс к этому, расположение железных руд на территории страны позволяло относительно легко вооружать тысячи воинов железным оружием, играющим важнейшую роль. Это также давало возможность увеличивать число армии. Достаточно было набрать ополчение из земледельцев и вооружить вооружением из нового металла и поставить над ними знать в качестве командующих. Кроме этого, рекрутировали рабов, захваченное население, что, впрочем, под конец жизни ассирийского царства сыграло плохую роль. Впрочем, до этого конца оставалось ещё много времени. Чувство национального единства восполнялось высокой организацией и дисциплиной. Армия состояла из четырёх видов войск: наиболее многочисленных лёгких и тяжёлых пехотинцев, кавалерию и колесницы. Помимо данного распределения также существовало деление на гвардию, гарнизон и резерв, состоящий из ветеранов, обязующихся воевать в случае войны в обмен на земли. Офицеров назначали, как уже было написано из кругов знати. Тактика ведения боя - тот аспект, о котором известно немного. Известно, что основной силой были лучники, стоящие врассыпную. Это давало им больше свободы и делало более трудными мишенями для вражеских стрел. Возле лучника всегда находился тяжеловооружённый воин с щитом и копьём.

Обратите внимание: Народы ссср /// Ассирийцы (чего?!) ☭.

Кавалерии было не много и, в основном, она предназначалась для преследований отступающих соперников. При этом находившиеся в них рядах, как правило, занимали высокое социальное положение. Ассирийцы умели осаждать города с помощью осадных орудий. Также часто использовались следующие тактические приёмы: прокладка дорог для колесниц на пересечённой местности, быстрые длинные марши для того, чтобы застать врасплох своих врагов и так далее. Их военная организация стала хорошим примером для армий Персии и Рима.

Войны и отношения с Вавилонией

Пока Рамсес II отвоёвывал победу у хеттского царя Муватали II в битве у Кадеша во второй четверти XIII века до н.э., Ассирия постепенно выходила из больших трудностей и становилось сильнее. Потрёпанные после войны хетты сохраняли неплохие отношения с её вечным соперником Вавилонией, в то время как с самими хеттами отношения оставались напряжёнными. Ассирийцы не собирались останавливаться на взятии Миттанийского города Вашуккани. На захваченных территориях разрушения оставляли неизгладимый след и этим пользовался ассирийский царь Ададнирари, без устали присваивая их себе. Кроме этого, в этот период прошла ещё одна из многих войн с Вавилонией, в ходе которой правитель забрал множество территорий. Он, как и предшественник, провозгласил себя “Царём Мира”. Его наследник Салманасар I в агрессии нисколько не уступал, продолжая свою экспансию. Хеттами в этот момент правил Хатусили I. Ассирийцы выступили против хеттов и арамеев в одной из битв, в ходе которой последние сбежали, а хетты были взяты в плен и ослеплены первыми, что они часто практиковали и позже.

Следующий царь Тикульти-Нинурта, царствовавший во второй половине XIII века до н.э. попал на период разложения Хеттского Царства, борящегося с голодом и бедностью. Он, как и его предки столкнулся с хеттами, но на этот раз на земле последних. Ассирийский правитель захватил земли хеттов и переселил их в ассирийские земли, что стало частым действием царей на Востоке. Таким образом, они нарушали чувство национального достоинства проигравших, уменьшая тем самым шансы на мятеж. Благодаря своим действиям Тикульти-Нинурта (по-гречески Нинус) стал восприниматься потомками как предок основателя Сард, города в позже основанной Лидии. Могущество хеттов блекло, в то время как могущество Ассирии росло. Но вернувшись, Нинуса встретил ещё один враг в виде Вавилонии. Отношения этих двух государств весьма интересны и двояки. С одной стороны, во времена великого Хаммурапи - это было одно государство Вавилония. И ощущение этого превосходства не покидало вавилонян. Ассирийцы со своими амбициями также не уступали. Из-за этого между ними постоянно была вражда и войны. Но вместе с тем, за редкими исключениями, цари обоих держав довольно бережно относились друг к другу во время победы той или иной держав. Они не сжигали города, не оскверняли храмы богов, не вырезали мирное население. Дело в том, что культуры этих государств были весьма схожи. Годы проведённые в одном царстве под эгидой Вавилона сделали своё дело. Боги, которым поклонялись жители Ашшура и Вавилона имели разные названия, но одну суть и историю. И это понимали жители этих царств. Отсюда, осуждения со стороны своего же народа в сторону перешедших черту правителей, наносящих сильный вред Вавилону. По их мнению, такое святотатство не нравилось и ассирийским богам. Одним из таких был вышеупомянутый ассирийский владыка, который разрушил храмы, забрал статую бога Мардука. Он был безжалостен к тем, кто отказывался ему покоряться. Чтобы это продемонстрировать в очередной раз, кроме всего сотворённого он взял в унизительный плен вавилонского властителя Каштилиаша, проведя его голого в цепях в Ашшур. С этих пор и до некоторого времени два государства снова объединились в одно, но на этот раз во главе стоял Ашшур. Ассирийский царь назначил наместника в Вавилонию, а сам принялся строить храмы, резиденцию, укреплять стены.

По вавилонской хронике, Нинус погиб от рук собственного сына Ашшурнацирапала, следом, севшего на престол и попытавшегося исправить напряжённую ситуацию возвратом статуи вавилонянам. Но это не помогло. Те подняли мятеж. Ослаблением не преминули воспользоваться эламиты, всегда остающиеся угрозой, временами ожидающей своего часа. И он настал. Они дошли до Ниппура, а также захватили Вавилон. С их святыми реликвиями они поступили также как и ассирийцы. Царь, изображения статуй богов и даже стела с законами Хаммурапи оказались в столице Элама Сузах. Там её и нашли археологи. Династия в Вавилоне после этого сменилась на Вторую династию Исина. А Ассирию ждала череда узурпаций, сменяющих друг друга. Период этот пал на XII век. Войны утомили державу и ей пришлось пережить упадок. К этому привело также начавшее играть роль Закавказье (Наири и Уруатри, позже Урарту).

Во время нашествия “народов моря” и многих перемещений кочевых племён Ассирия компенсировала прошлые годы неудач своим расцветом. Зоны, в которых происходило активное переселение народов не сильно их задело, в то время как остальным не повезло. Хетты пали, Египет стал раздробленным царством, юг Вавилонии заняли халдеи. Новым царём-воителем стал Тиглатпаласар I, коронованный после разрушения вторженцами хеттской Хаттусы и правивший с 1114 по 1076 года до н.э. Этими разрушениями он и воспользовался, завладев большой территорией, пусть и ненадолго. Воинственный правитель участвовал в сражениях с фригийцами, жителями Каркемиша. Его нога ступала на берега Средиземного моря вплоть до Египта (Сирия, Финикия). Своей властью он смог завоевать себе славу сильного властелина. В начале царствования Тиглатпаласара в Вавилонии взошёл на трон Навуходоносор, принявшийся мстить осквернившим его державу эламитам. Вторжение в Сузы получилось со второго раза. Сперва их нападение отбили, а второй раз вавилонский владыка напал на врагов летом, когда его нападения никто не ждал. Ворвавшись в город, воины новоиспечённого правителя новой династии забрали обратно статую Мардука и вернулись. Навуходоносор так распиарил посредством писцов, поэтом и жрецов себя и самого Мардука, что тот с этих пор стал главным божеством в Вавилоне. Два могучих царя двух близких по духу, но принципиальных государств-соперников не оставляли попытки завоевать друг друга. Правда, попытки эти были уже не столь активными и ограничивались разграблениями соседних городов с одной и другой стороны. Очевидно, при этих правителях сила двух царств была примерно равна. Но всё, как правило, заканчивается. К концу и после их правления ситуациях в странах ухудшилась. Страна страдала от голода, засух и эпидемий. Жители селились в горах, чтобы добывать пропитание. И вскоре, прибывшие арамеи в начале XI века поселились по всей державе, кроме центра. А халдеи (арамеи) захватили и власть в Вавилонии. Арамеи появились внезапно на Востоке и устроили подобно дорийцам в Греции тёмные века для этого региона, так как и те и те письменностью к тому времени не владели. Упадок великих государств длился полтора века. Новый этап величия Ассирии наступил лишь в ближе к IX веку. Тогда начался новоассирийский период в истории этой страны.

А как вы думаете, почему какие причины такого могущества были у Ассирии? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!

#история #история древнего мира #ассирия #история древности #история востока

Еще по теме здесь: История.

Источник: Как жили и воевали ассирийцы.